Тестирование цифровых автосигнализаций конца 2010
http://s59.radikal.ru/i164/1101/7e/bdf6f8495eb9.jpg
Созданный в середине 1980-х годов компанией Bosch стандарт промышленной сети CAN получил свое массовое развитие в современных автомобилях. Если еще пять лет назад машин, оснащенных цифровой шиной передачи данных, было очень мало, то сегодня более 85% продаваемых на российском рынке новых автомобилей оснащены цифровыми шинами. Речь уже не идет лишь о дорогих иномарках: стандарт CAN уверенно шагнул в массы. Сегодня цифровыми шинами оснащаются и самые недорогие автомобили, включая корейские, китайские и даже детища отечественных производителей включая ВАЗ, ТагАЗ и др.

Использование нового стандарта коренным образом изменило всю архитектуру электропроводки автомобиля. Там, где раньше был жгут из десятка толстых проводов, сейчас проходят четыре тоненьких. Изменение стандарта обмена данными бросило серьезный вызов и производителям автомобильных охранных систем. Конечно, можно поставить на современную машину старую, аналоговую сигнализацию, но это не только дико и трудозатратно. Главное, что в этом случае не удается реализовать и половины сервисных и охранных возможностей современных автосигнализаций.

Особенностью CAN-шины является отсутствие единого общепринятого стандарта протокола передачи данных, что позволяет конструкторам автомобиля гибко подстраивать систему под конкретные задачи, но также вызывает головную боль у разработчиков дополнительного оборудования.

Потребности рынка в новых охранных комплексах, работающих с CAN-шиной, привели к рождению нового класса систем, адаптированных под цифровой стандарт. Не так давно эти системы были в новинку, сейчас же современная автосигнализация, особенно в высшем ценовом сегменте, должна быть «готова» к CAN. Каждый из производителей и вендоров автомобильных охранных комплексов решает эту проблему по-разному. Кто-то считает, что им достаточно внешнего CAN-модуля (своего или стороннего изготовления), кто-то интегрирует CAN-модуль в систему, а кто-то делает так, что центральный процессор напрямую работает с CAN.

Тестирование автосигнализаций, работающих с цифровой шиной CAN
Цель нашего теста – проверить, кто из лидеров рынка по какому пути идет, сравнить современные CAN-автосигнализации класса премиум и попытаться угадать, за какой из предложенных технологий будущее.

Выбор участников осуществлялся по следующим признакам:

наличие двухсторонней связи;
возможность работы с CAN-шинами автомобилей;
реализация автоматического и дистанционного запуска двигателя;
высокий функционал;
позиционирование в премиум-классе.
Исходя из этого были выбраны следующие модели:

MS Stalker NB 600;
Pandora DXL 3300;
Pandora DXL 3500;
StarLine B92 Dialog;
StarLine B9 Dialog;
Scher-Khan MAGICAR 9;
Harpoon BS 3000.

Данные системы на время проведения теста составляли большинство среди основ противоугонных комплексов для современных автомобилей.
Поскольку не все из выбранных охранных систем оборудованы интегрированными или встроенными CAN-модулями, было принято решение взять наиболее популярные и доступные в продаже CAN-адаптеры: StarLine CAN F5 и CAN Pro.

Условно критерии и параметры, по которым тестировались системы, можно разбить на потребительские и профессиональные.

Потребительские: размер брелока, дальность связи в городе и поле, контроль радиоканала, цена.

Профессиональные: размер устанавливаемых компонентов, ток потребления, используемый процессор, работа протокола CAN с автомобилями Volkswagen Golf 6 и Toyota Camry.
Дальность связи двусторонних автосигнализаций конца 2010 года
http://i066.radikal.ru/1101/79/58f2cedca070.jpg
Самые жаркие споры вызывает тестирование автосигнализаций на дальность работы радиоканала. И это не удивительно, поскольку параметр связи напрямую зависит от чистоты эфира в конкретном месте и конкретный момент времени. Представители экспертного сообщества уже сошлось на том, что тестировать системы необходимо в двух режимах: полевом и городском.

При тестировании в поле система устанавливается в автомобиль, а пользователь с брелком удаляется от него, находясь в прямой видимости. Проводятся испытания за городом, где и прямую видимость обеспечить легче, и помех меньше. Чтобы набрать статистику, делается несколько тестовых посылок и количество успешных заносится в протокол.
http://s50.radikal.ru/i129/1101/aa/d04dbeca4462.jpg
В городском режиме работе радиоканала, помимо застройки, существенно мешает зашумленность радиоэфира, поэтому наиболее показательным в этом случае является тест автосигнализации на парковках гипермаркетов, которые, кстати, являются еще местом самых частых угонов автомобилей. Правила проведения теста аналогичны полевым: делается десять посылок, успешные засчитываются.

Наш тест мы проводили на парковке гипермаркета «МЕГА-2» в Теплом Стане (Москва). Автомобиль располагался в центре парковки, а испытатель совершал маршрут по заранее указанным точкам.

Ток потребления

Ток потребления автомобильной сигнализации является важным параметром. И не только из-за того, что работа охранного комплекса может посадить аккумулятор автомобиля во время длительной стоянки. В современных машинах, напичканных электроникой, бортовые компьютеры следят за энергопотреблением, ведь электроника не выключается полностью никогда. По уровню потребления процессор отслеживает, в каком режиме находится система и все ли у нее нормально. Если вдруг потребление в каком-то из режимов оказывается больше штатного, то может выдать сигнал о неисправности. После чего владельцу придется ехать на ТО. Поэтому чем ниже потребление у охранного комплекса, тем лучше.

При измерении тока потребления охранного комплекса к нему подключались все датчики, и если необходимо было использование CAN-модуля, то замеры производились вместе с ним.

Конструктив

Поскольку мы ставим себе задачу не просто описать и протестировать системы, а попытаться оценить тенденции развития современных охранных комплексов, то мы будем оценивать конструктивные особенности систем.

Начнем с габаритных размеров базового блока и радиомодуля, а закончим элементной базой, поскольку именно она будет определять жизнеспособность и перспективность той или иной модели. В современных автомобилях остается все меньше и меньше места, куда можно было бы установить дополнительное оборудование. Идет постоянная борьба за полезное пространство в салоне по отношению к общему объему автомобиля при одновременном увеличении «начинки». Так что тут размер имеет значение. Чем проще спрятать базовый блок установщику, тем надежней будет охрана. И чем меньше будет размер радиомодуля, тем меньше он будет мешаться на лобовом стекле. Мы будем также оценивать размер и форму брелка, поскольку это важный параметр для простого пользователя.

Элементная база и применяемые процессоры скажут об актуальности начинки и возможности ее модернизации на базе существующей системы.

CAN-ШИНА

Для проверки качества работы непосредственно «цифровой» части испытуемых мы взяли два автомобиля: Volkswagen Golf 6 и Toyota Camry. Собственно, именно они являются практически идеальной платформой для проверки.

Volkswagen Golf 6 – один из самых распространенных не только в России, но и в мире представитель одноименного класса автомобилей, к тому же гольфовская платформа используется в десятках других моделей автомобилей VW, Skoda, Audi.

Toyota Camry – тоже знаковый автомобиль, который уже не один год держится на вершине рейтинга самых угоняемых автомобилей, к тому же он оснащен высокоскоростной CAN-шиной, о возможностях взаимодействия с которой есть достаточно много самой противоречивой информации.

Проверку мы начали с Golf 6, используя только подключения к CAN-шине (и, конечно же, провода питания), после чего проверяли, какие статусы контролирует сигнализация и какие команды может выполнять.

MS Stalker NB 600 LAN3
http://i082.radikal.ru/1101/d6/7828a98f7eac.jpg
Серийный номер:однозначная маркировка отсутствует, на штрихкоде указаны цифры 355

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА

Разработчиком и производителем охранной системы Stalker NB 600 LAN3 является отечественная компания Magic Systems. Ее главный офис и производственные площади располагаются в Санкт-Петербурге. Один из старейших и немногих действительно российских разработчиков и производителей, история которого начинается с 1990 года. Официальный сайт: wwwms.spb.ru.

Автосигнализация Stalker NB 600 LAN3 относится к пятому – текущему – поколению систем и является самой новой моделью в ассортименте компании.

ЗАЯВЛЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ: Stalker NB 600 LAN3 работает в диалоговом режиме радиообмена. Заявляется, что узкополосный радиотракт обеспечивает высокую дальность управления и оповещения в городских условиях. Имеются идентификационная метка хозяина и встроенный микропроцессорный датчик наклона и перемещения. Утверждается, что в режиме «Охрана» комплекс потребляет всего 3 мА/ч.

Для реализации автозапуска и дистанционного запуска требуется дооснащение модулем MS-A4.
http://s42.radikal.ru/i095/1101/73/45a993dacc40.jpg
ДАЛЬНОСТЬ РАДИОКАНАЛА: Stalker NB 600 LAN3 в целом неплохо показал себя на этом этапе. Первое место занять не удалось, но он среди лидеров. По дальности канала управления в полевых условиях Stalker NB 600 LAN3 показал устойчивую работу при дальности удаления до 1100 м от автомобиля. После чего устойчивость связи упала, хотя сигнал периодически долетал до машины. При этом на расстоянии 1900 и 2300 метров управление основным блоком восстанавливалось практически до идеального: проходили соответственно 9 и 10 тестовых посылок из 10. При этом извещение хозяина о происшествиях с автомобилем, посылаемые базой, устойчиво принимались брелком вплоть до удаления в 2600 метров.

В итоге по этому показателю Stalker занял уверенную первую строчку по работе канала оповещения и третью строчку по работе канала управления в режиме поля.

Исследование дальности радиосвязи в условиях парковки выявили схожие особенности в работе системы. Система устойчиво извещала владельца обо всех событиях и подвела лишь дважды – в зонах максимального удаления на 360 и 240 метров внутри здания (точки 10 и 12). С каналом управления все было несколько похуже, и превышение расстояния в 200 метров от автомобиля давалось системе с трудом. В итоге она уступила и в общем зачете переместилась на четвертое место.

В целом работа радиоканала противоугонной системы Stalker NB 600 LAN3 заслуживает хорошей оценки. Хотя по субъективным показателям этот экземпляр работал несколько хуже, чем те, которые доставались нам в предыдущих тестах.

Контроль канал связи в этой модели есть.

ТОК ПОТРЕБЛЕНИЯ: нам так хотелось увидеть заявленные 3 мА/ч, но, увы, чуда не произошло. Во-первых, включать Stalker пришлось с модулем CAN Pro, во-вторых, как выяснилось позже, система не могла уложиться в такой маленький уровень потребления.

В целом система смотрелась очень неплохо в наиболее важных режимах под охраной при включенной и выключенной CAN-шиной: результаты были 31,8 и 21,2 мА соответственно. В общем зачете это оказалось четвертое и трете места. Причем потребление системы было больше лидера всего на 5,8 и 6,7 мА. В свете общего энергопотребления автомобиля это незначительные цифры.
http://i038.radikal.ru/1101/dd/9093b8e76c77.jpg
Однако заявленные 3 мА/ч не давали нам покоя, и мы сначала позвонили в авторизованную установочную студию, в которой нам сказали, что, по их оценкам, потребление Stalker NB 600 LAN3 находится в пределах 100 мА. После чего нам ничего не оставалось делать, как связаться с головным офисом Magic Systems, где нам ответственно заявили, что система не может потреблять меньше 30 мА.

А вот может! Даже вместе с дополнительным CAN-модулем.

КОНСТРУКТИВ: Несмотря на то что длинна базового блока Stalker NB 600 LAN3 самая большая в тесте (155 мм), сам блок оптимизирован для скрытой установки в современном автомобиле. Он имеет небольшую высоту 25 мм и ширину 63 мм, за счет чего его удобно размещать в скрытых нишах.

Брелок охранного комплекса стандартного размера (80 мм), с металлической окантовкой, выполняющей роль силового шасси, и с двумя кнопками в нижней части лицевой стороны брелка. Такое расположение органов управления вызывало множество нареканий от пользователей, но уже много лет используется конструкторами сознательно. Это позволяет максимально отдалить руки от антенны брелока.

Радиомодуль системы, кажется, остается неизменным уже много лет и не балует ни красотой дизайна, ни дополнительными функциями (например, вызвать брелок с RF-модуля в Stalker NB 600 LAN3 нельзя).

В качестве мозга охранного комплекса применяется процессор Pic18 производства компании Microchip – восьмиразрядный, с максимальной тактовой частотой 40 МГц и 128 Кб встроенной флеш-памяти. Не самый передовой процессор, которого достаточно для работы автосигнализации, но будет недостаточно при обработке протоколов скоростных цифровых шин современных автомобилей.

Также необходимо отметить, что в базовом блоке используются три современных реле, при этом управление поворотниками осуществляется транзисторными ключами.
http://s56.radikal.ru/i154/1101/48/c1e0f0a9ea4a.jpg
CAN-ШИНА: самостоятельно работать с CAN-шиной Stalker NB 600 LAN3 не может. Для этого нам пришлось подключать дополнительный адаптер CAN Pro. Сам модуль имеет бОльшие габариты, нежели его собрат StarLine CAN F5, но при этом в активном состоянии потребляет почти в 3 раза меньше энергии (12 мА против 40 мА у F5). Модель также поддерживает широкий спектр автомобилей, проста в монтаже и надежна в эксплуатации.

Работа с CAN-шиной прежде всего ограничивалась способностями адаптера CAN Pro, который не поддерживал часть функциональных команд: контроль включенных габаритов, управление охранной системой на Volkswagen Golf 6, управление аварийкой. А вот возможность работы в слейв-режиме не поддерживал уже сам Stalker.

В целом система показала средний результат при управлении обоими типами CAN-систем.

В Volkswagen Golf 6 по группе из команд контроля состояния ей были недоступны к пониманию две: габариты и скорость. И система не умела формировать команды на управление штатной охранной системой и световой сигнализацией.

При работе с Toyota Camry связка CAN Pro и Stalker NB 600 LAN3 не смогла понять две команды контроля состояния – те же, что и в Volkswagen. Но вот из команд управления в «Тойоте» недоступными оказались еще и функции «Комфорт» и «Открытие багажника».

Результаты теста возможностей охранной системы Stalker NB 600 LAN3 c CAN-шиной идентичны результатам, полученным при тестировании автосигнализации Harpoon BS 3000.

РЕЗЮМЕ

В целом охранный автомобильный комплекс, созданный на базе Stalker NB 600 LAN3, найдет своих приверженцев. Система показала хорошую работу радиотракта и неплохое конструктивное изготовление (при этом, напомним, мы не оценивали функциональные возможности системы). Из недостатков стоит отметить высокую стоимость оборудования: комплект MS Stalker NB 600 LAN3 и модуля CAN Pro стоит 16 500 руб.