Купе ЗАЗ "Спорт-900"
"Спорт-900" построен на агрегатах ЗАЗ-965, рама выполнена из труб, кузов изготовлен из стеклопластиковых панелей. В результате вес около 500 кг, длина 3725 мм и высота 1170 мм. Спортивное купе ЗАЗ имеет посадочную формулу 2+2, при такой заднемоторной компоновке удалось сохранить задние сиденья, два взрослых и два ребенка, от 966 отличается только более длинным “носом”, это было эстетическое решение, которое нашло практическое применение в багажном отделение.
"Спорт-900" оснащён стандартным 27-сильным двигателем и 4-ступенчатой "механикой", этого было достаточно, чтобы развить скорость свыше 100 км/ч. Передняя подвеска у модели торсионная, сзади независимая.
Первое советское спортивное купе на базе ЗАЗ-965 мелкосерийно собирали в период с 1963 по 1969 годы на мощностях Московского завода автомобильных кузовов. Но модель так и не увидела свет. Всему виной сложности с производством стеклопластиковых панелей кузова и соответственно дороговизна. К тому же все понимали, что автомобиль получится нишевым. Советское руководство забраковало слишком смелый проект "Запорожца".
Спорт-900 это смелое воплощение идей в реальность, можно сказать гаражная история, но вот люди, которые занимались проектом это профессионалы: инженеры, дизайнеры.
27 лошадиных сил и крутящим моментов в 52 Нм, слабовато, грубо говоря это 50 лошадей на тонну, с другой стороны покататься возможности нет, да и для граждан СССР 1968 года даже это была пушка-гонка, к тому же с дизайном ничем не уступающим зарубежным заднемоторным спортивным автомобилям. К тому же уже в 73 появилась информация о двигателях МеМЗ-968А на 40 сил и 72 Нм крутящего, то есть пути для модернизации были.
ЗАЗ один из самых технологичных гражданских автомобилей СССР: торсионная подвеска спереди, независимая сзади, V-образный двигатель, заднемоторная компоновка
Конечно же инженеры стремились максимально снизить вес автомобиля, силуэт же спортивный нужно было как-то подтягивать и характеристики. В итоге от ЗАЗ-966, снаряженная масса которого 720 кг, получилось “отрезать” 125 кг, итого 595 кг, конечно это сказалось на динамических характеристиках и на управляемости автомобиля в целом.
В серию модель не пошла, хотя были и такие планы. Столкнулись со сложностями производства стеклопластиковых панелей кузова, нужно же было делать всё максимально дешево, а налаживать целую линию задача затратная. При этом изначально понимали, что автомобиль нишевый и большого спросы не сыщет. Плюс, как обычно, “отцам” дизайн показался слишком инновационным, в общем завернули. Опытные же образцы были на руках у конструкторов, которые активно разъезжали на них.
Насколько известно этот автомобиль в итоге забрали на реставрацию, еще один где-то валяется в ангарах НАМИ, еще один есть в музее, остальные 3 потерялись, возможно уже давно под прессом