На каких основаниях инспектор ГАИ может остановить автомобиль?
Как следует из пояснительной записки к законопроекту «О внесении изменений в статью 11 «Закона о милиции» (регистрационный номер 2517 от 12.03.2013), часть из перечисленных в Законе оснований для остановки транспортных средств являются излишними, так как дублируют другие положения законодательства, а некоторые основания доказали свою неэффективность. К неэффективным авторы документа отнесли так называемое «проведение целевых мероприятий (операций, отработок, оперативных планов) для проверки документов, дающих право на владение и управление транспортным средством. Именно это основание, как правило, является предметом злоупотреблений инспекторами ГАИ. А его надуманность подтверждает статистика по раскрываемости дел по угонам автомобилей.
Как следует из официальных данных МВД, в первом полугодии 2011 года, то есть до принятия поправок в «Закон о милиции», которые узаконили «оперативные мероприятия» под предлогом повышения эффективности борьбы с угонщиками, раскрываемость по угонам составляла 69,9% (из зарегистрированных 1839 было раскрыто 1281). А между тем, во втором полугодии 2011 года этот показатель составил лишь 55,9% (раскрыто 1592 дела из 2844), а по состоянию на 20 ноября 2012 года – 62,5% (раскрыто 3240 из 5184).
Депутаты предлагают сократить перечень оснований, по которым сотрудники Госавтоинспекции имеют право останавливать транспортные средства.
В итоге, предлагается новая редакция пункта 21-1 статьи 11 «Закона о милиции», без «оперативных мероприятий» и без ряда других поводов. Обновленный список оснований для остановки транспортных средств имеет следующий вид:
1- нарушение ПДД
2- наличие данных, которые указывают на причастность транспортного средства, его водителя, пассажиров или груза к совершению ДТП, криминального или административного правонарушения
3- необходимость опроса и/или привлечения в качестве свидетелей водителя и пассажиров по обстоятельствам ДТП, криминального или административного правонарушения, свидетелями которых они были или могли быть
4- необходимость привлечения водителя транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции в предусмотренных законодательством случаях
5- выполнение решений про ограничение ила запрет движения, принятых уполномоченными на это государственными органами.