Форум Blackhole

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Blackhole » АВТОЗВУК » Расчет обьема корпуса для колонок


Расчет обьема корпуса для колонок

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Колонка в виде закрытого ящика

При изготовлении закрытого ящика нужно помнить, что чем меньше объём ящика, тем сильнее повышается нижняя резонансная частота системы и, следовательно, тем хуже и тише воспро­изводятся низкие частоты. Увеличение резонансной частоты акустической системы изменяется следующим образом:
 
при Vя(л.) = D(см.); Ку = 1,2 раза
при Vя(л.) = ½D(см.); Ку = 1,35 раза
при Vя(л.) = ¼D(см.); Ку = 1,8 раза
 
т.е. при диаметре диффузора 15 см. и Fs=31 герц
при Vя = 15л.; Fs×Ку=31×1,2=37,2 герц
при Vя = 7.5л.; Fs×Ку=31×1,35=41,8 герц
при Vя = 3,75л.; Fs×Ку=31×1,2=55,8 герц

Чтобы не происходило значительного увеличения резонансной частоты системы, желательно чтобы внутренний объём звуковой колонки был не менее:
 
V(см³)=125×D²(см) или
V(л)=12,5×D²(дцм)

для динамиков с диаметром диффузора более 16 см. допустимо воспользоваться формулой
V(л)=D(см)×2

т.е., если  диаметр диффузора динамика равен 15 см. (или 1,5 дециметра), то внутренний объём ящика должен быть V=12,5×1,5²=12,5×2,25=28,125, или не менее 28 литров.
а если диаметр диффузора динамика равен 25 см., то по первой формуле внутренний объём ящика должен быть 78, а по второй формуле - 50 литров. Правда, во втором случае нижняя резонансная частота получится на несколько герц выше, чем при расчёте по первой формуле.

Если в один корпус ставите два динамика, то эффективный диаметр определяется по формуле:Dэф=     D1²+D2²

т.е., если два динамика по 15 см, то Dэф=21,21см., а объем ящика в пределах 42-56 литров.

При этом необходимо иметь ввиду, что сами динамики также имеют собственный объём, вычитающийся из полезного объёма колонок. Поэтому объём колонок нужно делать больше, на величину объёма динамиков, от 0,5 до 3 литров, в зависимости от размеров динамиков и их магнитной системы.

0

2

Изготовление корпуса колонки

Для изготовления корпуса колонки не рекомендуется брать натуральное дерево, т.к. оно будет сильно вибрировать на своих собственных частотах и искажать звуковую картинку. Лучше использовать ДСП или МДФ, толщиной 15-20 мм., они меньше вибрируют. Места стыков стенок промазать клеем ПВА и стянуть шурупами. Когда клей высохнет, с внутренней стороны ящика эти стыки можно еще раз хорошо промазать клеем, чтобы он заполнил имеющиеся щелки. После полного высыхания клея все стыки внутри ящика дополнительно промазать пластилином для лучшей герметизации колонки (совсем забыл, ведь сейчас в продаже имеются силиконовые герметики, в том числе и для дерева, используйте их для герметизации :-)
Для уменьшения вибрации стенок, на них рекомендуется наклеить рубероид или линолеум клеем №88 или резиновым, с внутренней стороны ящика, в 1-3 слоя. Или используйте для этой цели современные материалы для виброизоляции: "Вибропласт", "Битопласт", "Визомат", но цена у них значительно дороже.

В зависимости от способа крепления динамиков их крепят  к стенке или до окончательной сборки колонки, изнутри (также заранее заведя в ящик провода, или использовав специальные контактные разъёмы); или после окончания сборки и герметизации ящика, в случае их крепления снаружи.

Обязательно нужно весь внутренний объём ящика заполнить звукопоглощающим материалом: или ватой, или ватином, или поролоном (по которому нужно предварительно хорошенько потоптаться), в самом крайнем случае - хорошо смятыми тряпками. Назначение этих материалов - гасить звуковые волны и создавать акустическую нагрузку (демпфирование) на диффузор. Чтобы вата или ватин не попали внутрь конструкции динамиков и не зажали диффузор, окна корпуса динамика предварительно заклейте марлей (капроном, тюлем) в 1-3 слоя. Как вы оформите ящик снаружи, какой вид ему придадите, это дело вашего вкуса и фантазии.

0

3

Использование багажника в роли звуковой колонки

Теоретически, использование багажника в роли звуковой колонки (в этом случае обеспечивается режим free-air для динамика) является лучшим решением в плане воспроизведения низких частот, т.к. в этом случае из-за большого внутреннего объёма багажника не будет происходить заметного подъёма нижней резонансной частоты системы.  Но... практически  вам будет довольно трудно выполнить два необходимых условия, касающихся виброзащиты и герметичности емкости багажника.

В этом случае единственным местом для установки динамиков является полка багажника, находящаяся между задними сиденьями и задним стеклом автомобиля. Эту полку, чтобы она не прогнулась со временем под тяжестью динамиков, необходимо усилить алюминиевыми уголками, и приклеив,  и затянув на винты уголки как вдоль полки, так и поперёк её в нескольких местах, а также защитить полку от вибраций. Для этого, если позволяет конструкция полки, можно использовать плиту из ДСП или МДФ. А если невозможно, то наклеить по всей площади тыльной стороны несколько слоёв рубероида, линолеума или современных виброгасящих материалов. Но может оказаться, что проще и надежней изготовить из ДСП или МДФ новую полку, используя старую в качестве шаблона для выкройки. Для усиления краев отверстий, в которые Вы будете крепить динамики, можно использовать листы дюраля толщиной 3-5 мм. с отверстием необходимого диаметра для диффузора. Заодно они могут выполнять и декоративные функции.

Особенно тщательно нужно усиливать полку багажника в автомобилях с кузовом "хэтчбек" (например, Фольксваген Гольф) и Нива 2121. В этих случаях, кроме собственно усиления полки, необходимо продумать надежную конструкцию петель, позволяющих поднимать (откидывать) полку в случае необходимости.

В самом багажном  отделении нужно будет наклеить пару слоёв рубероида или линолеума (вибропласта, битопласта, визомата - эти в один слой, но необходимой толщины) на те поверхности, которые могут вибрировать от звуковых колебаний, создаваемых динамиками. Ну и конечно, на все звукоотражающие поверхности нужно будет наклеить или закрепить любым способом слой звукопоглощающего материала, например войлок или мелкопористую резину, чтобы гасить звуковые волны.

В конце всех работ необходимо не забыть о чрезвычайно важном мероприятии: обеспечить  герметизацию багажного отсека и от салона автомобиля и от улицы, чтобы звуковые волны, излучаемые тыльной стороной динамиков, не могли попасть в салон и не происходило акустического К.З. на низких частотах. Каким способом вы будете выполнять герметизацию, зависит от вас самих. Помните только, что чем больше щелей и щёлочек останется, тем хуже будут воспроизводиться низкие частоты, ради звучания которых вы и начали эту трудоёмкую работу.

0


Вы здесь » Форум Blackhole » АВТОЗВУК » Расчет обьема корпуса для колонок


Сервис форумов BestBB © 2016-2024. Создать форум бесплатно