История и обзор модели Hummer H1
В 1979 году Пентагон объявил конкурс на проект легкого оперативно-тактического AWтомобиля для нужд армии, участвовать в котором изъявили желание компании не только из США, но и из других стран.
В отличие от нас, американцы умеют учиться на собственных ошибках. Взять хотя бы печально известную войну во Вьетнаме: после ее бесславного окончания государство принялось за коренную реформу армии. Менялось все - от способа комплектования вооруженных сил личным составом (от воинской повинности отказались вообще) до требований, предъявляемых к летным и боевым качествам авиации. Дошло дело и до легкого внедорожника AM General M151, происходившего от легендарного Willys MB времен Второй мировой. Как ни хорош был "Виллис", но к середине семидесятых он не устраивал военных ни проходимостью, ни вместимостью, ни грузоподъемностью, ни степенью защищенности экипажа, а точнее, ее полным отсутствием.
В 1979 году Пентагон объявил конкурс на проект легкого оперативно-тактического AWтомобиля для нужд армии, участвовать в котором изъявили желание компании не только из США, но и из других стран. В июле к созданию своего варианта внедорожника приступила American Motors General Corporation (AM General Corp.), традиционный поставщик разнообразной техники для американской армии. В тот период AM General входила в состав AWтомобильной корпорации American Motors, выпускавшей гражданские машины марок AMC и Jeep. Перспективную разработку назвали HMMWV, что расшифровывается как High Mobility Multi-Purpose Wheeled Vehicle - "высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство". Понятно, что о такое название можно язык сломать, и не один раз, поэтому инженеры быстро придумали ему имя попроще - "Humvee" ("Хамви").
Ровно через год, в июле 1980-го, первый прототип отправился на ходовые испытания в пустыню Невада, где располагаются наиболее секретные базы армии США, и где тестируются новейшие образцы военной техники. Например, одновременно с внедорожником там "становились на крыло" истребитель F-117A и бомбардировщик В-2, создававшиеся в рамках программы Stealth. Целью первой стадии тестирования всех представленных машин был отбор лучших экземпляров, и спустя еще двенадцать месяцев специальная техническая комиссия правительства США огласила такой приговор: контракты на изготовление опытных партий своих машин получают AM General, General Dynamics и Teledyne. Финальный поединок начался в апреле 1982 года.
Честь AM General отстаивали одиннадцать HMMWV. Автомобили на пять месяцев поступили в полное распоряжение армии и флота, где перед испытателями стояла одна задача: убить машины. В общей сложности прототипы накатали без малого миллион километров по пескам, болотам, снегам и горам, подвергались резким перепадам температур, длительным водным процедурам и химическому воздействию. Точка в испытаниях была поставлена 22 марта 1983 года, когда командование американской армии заключило с AM General контракт на поставку 55 000 HMMWV в течение последующих пяти лет. Сумма сделки составляла $1.2 миллиарда, что стало абсолютным рекордом за всю многолетнюю историю сотрудничества военного ведомства с поставщиками колесных транспортных средств. В дополнении к контракту оговаривалось, что армия в любой год из пяти оговоренных лет может заказать еще столько же машин. Вскоре AM General получила подряд на изготовление еще 15 000 внедорожников, что AWтоматически увеличило сумму контракта до $1.6 миллиарда. Взяв в руки калькулятор, можно легко подсчитать оптовую цену одного HMMWV - она находилась в пределах $21 - 23 000.
В апреле 1983-го AM General начала переоборудование своего завода в Мишаваке, штат Индиана (того самого, который когда-то штамповал "Виллисы"), под производство машины, а через несколько месяцев корпорация АМС перепродала ее военно-промышленному концерну LTV Corporation. Серийный выпуск HMMWV, или AM General М998, стартовал в январе 1985-го, и в сентябре первая партия AWтомобилей поступила в Девятую моторизованную пехотную дивизию армии США.
Попытаемся разобраться, почему же военные предпочли именно Хамви. Во-первых, машина полностью соответствовала новейшему техническому стандарту RAM-D, в котором оговаривались требования по надежности, долговечности, проходимости и правилам эксплуатации, предъявляемые ко всему армейскому транспорту. Более того, выносливость большинства узлов и агрегатов HMMWV в полтора-два раза превышала указанные в RAM-D нормы. Хамви действительно "высокомобилен". Совершенная полно-приводная трансмиссия, независимая подвеска, максимальный клиренс при минимальной высоте кузова, отсутствие переднего свеса и небольшой задний превращают его в уникальный вездеход, способный взять штурмом неприступные, казалось бы, преграды. Пятнадцать машин помещаются в транспортный самолет C-5A Galaxy, причем ему нет необходимости совершать посадку: AWтомобили могут быть сброшены с низких высот на парашютах. Таким же способом пару Хамви к месту боевых действий в силах доставить вертолеты CH-47 Chinook и CH-53.
Во-вторых, малая снаряженная масса и солидная грузоподъемность не в последнюю очередь достигаются благодаря широкому применению алюминия при изготовлении кузова, что положительно влияет и на долговечность машины. По американской классификации, М998 отнесен к грузовикам третьего класса, поэтому двери и крыша в обязательном порядке штампуются из стали. Интересна технология производства кузова: алюминиевые листы склеиваются внахлест, а затем соединяются заклепками (их насчитывается 2 800 штук). За эту технологию AM General в декабре 1984 году была удостоена Гран-при Североамериканской Алюминиевой Ассоциации.
В-третьих, в семейство HMMWV входят пятнадцать модификаций с общими шасси, двигателем и трансмиссией - от штабного AWтомобиля до санитарной машины и мобильной ракетной установки. И что особенно важно, все это многообразие основывается на взаимозаменяемых и легко монтируемых модулях, которых насчитывается 44. Таким образом, HMMWV можно назвать большим конструктором для дядей в военной форме - например, двухдверный грузовик при помощи нехитрого набора инструментов элементарно превращается в передвижной командный пункт, и наоборот. А это не только в высшей степени практично, но и сберегает деньги налогоплательщиков. В-четвертых, сами военные назвали потенциал М998 не иначе, как "неограниченным", имея в виду, что на AWтомобиль может устанавливаться широчайший спектр вооружений, начиная с 7.62-миллиметрового пулемета и заканчивая противотанковой ракетной системой TOW. В-пятых, HMMWV выпускается и в бронированном варианте, незаменимом при патрулировании в регионах с напряженной обстановкой. Конечно, у Хамви есть еще масса прочих преимуществ, но мы на них останавливаться не будем. Достаточно сказать, что он стал центром модернизации всего AWтомобильного парка американской армии, заменив не только "Виллис", но и целый ряд других AWтомобилей - одна только AM General сочла возможным прекратить выпуск грузовиков M274, M561 и M880, так как HMMWV отлично справлялся с их функциями.
Мы не хотели бы игнорировать интересы тех наших читателей, кто увлекается военной техникой, и поэтому решили поподробнее рассказать об устройстве AWтомобиля. Кузов М998 крепится на стальной лонжеронной раме; для обеспечения наилучшего распределения массы по осям (51% массы машины приходится на переднюю ось, 49% - на заднюю) двигатель значительно смещен назад. За такое решение приходится расплачиваться приличной частью салона, которую съедает кожух коробки передач. Зато удачная развесовка по осям и низкое расположение центра масс обеспечивают HMMWV отличную устойчивость. Автомобиль преодолевает подъем в 60% и не боится бокового уклона в 40%. Угол въезда (без лебедки) равен 72°, угол съезда - 37.5°; машина способна взобраться на парапет высотой до 60 см.
На Хамви первых выпусков устанавливался 6.2-литровый атмосферный дизель V8 производства Detroit Diesel мощностью 150 л. с., развивавший крутящий момент в 339 Нм. В паре с двигателем работала трехступенчатая AWтоматическая коробка передач General Motors - усиленный вариант обычной коробки для легких грузовиков; применение "AWтомата" позволяет вести AWтомобиль даже серьезно раненому человеку. Машина развивала скорость 113 км/ч.
HMMWV оснащен постоянным полным приводом, свободный межосевой дифференциал имеет принудительную блокировку. Передаточное число демультипликатора - 2.72:1. Осевые гипоидные редукторы с установленными в них дифференциалами повышенного трения типа Torsen марки Zexel-Gleason жестко прикреплены к раме, через них момент передается на колесные редукторы планетарного типа. Вентилируемые тормозные диски размещены непосредственно рядом с осевыми редукторами. Таким образом, достигаются три цели: снижается нагрузка на межколесные дифференциалы, возрастает эффективность торможения, и, самое главное, эта сложная на первый взгляд трансмиссия способна увеличить момент двигателя в 78 раз! В результате, на колесах можно реализовать колоссальный крутящий момент в 26 400 Нм, поэтому неудивительно, что базовый 2.7-тонный Хамви при грузоподъемности чуть более одной тонны в состоянии буксировать прицеп массой до 3.8 тонны.
Двигатель, коробка передач и демультипликатор жестко соединены друг с другом. Добавим также, что, помимо радиатора системы охлаждения силового агрегата, под капотом машины находятся масляные радиаторы двигателя и трансмиссии и радиатор гидроусилителя рулевого управления. Все агрегаты имеют централизованную вентиляцию, что позволяет при форсировании водных преград поддерживать внутри них атмосферное давление.
Подвеска AWтомобиля - полностью независимая, на двойных ("А"-образных) поперечных рычагах. Рычаги и многие другие детали передней и задней подвесок взаимозаменяемы. Дорожный просвет равен 40,6 см. HMMWV также укомплектован централизованной системой поддержания давления в шинах, а внутри покрышек есть специальные резиновые вставки, позволяющие машине продолжительное время со скоростью до 50 км/ч ехать на простреленных AWтоматной очередью колесах.
Демультипликатор, все редукторы, стартер и лебедка выполнены герметичными, вследствие чего HMMWV спокойно разъезжает по водоемам глубиной до 76 см. Кроме того, на машину легко монтируется комплект оборудования, выводящий воздухозаборник и выхлопную трубу на уровень крыши. Так как генератор, блок предохранителей, насос гидроусилителя, приборная панель и электронный блок управления двигателем абсолютно влагонепроницаемы, то глубина преодолеваемого брода возрастает до 152 см.
В августе 1989 года, после выполнения первого контракта, AM General получила второй пятилетний подряд на поставку армии еще 33 331 AWтомобиля, а в ноябре 1990-го инженеры фирмы приступили к работам над гражданской версией машины. Не известно, когда бы она появилась в продаже и появилась бы вообще, но тут началась операция "Буря в пустыне", и в считанные дни Хамви превратился в супергероя. Автомобиль, постоянно мелькавший на страницах газет и в телевизионных репортажах из Персидского залива, получил такую раскрутку, которая в иных условиях обошлась бы в сотни миллионов долларов. И дело не только в великолепной раскрутке, но и в ореоле безмерной крутизны, моментально окружившем HMMWV. Упускать такой шанс было бы непростительным.
В июле 1991 года AM General официально объявила о намерении выпускать "цивильное" исполнение AWтомобиля. Как возникло название HUMMER, теперь уже стало почти легендой. Говорят, будто кто-то из журналистов подметил, что жаргонное "Хамви" похоже на сокращение от "хаммер-виикл", то есть "AWтомобиль-молоток". А менеджеры AM General ловко наполнили слово HUMMER глубоким смыслом, подогнав под него девиз "High Utility, Maximum Mobility, Easy Raiding" - "высокая универсальность, максимальная мобильность, беспроблемная эксплуатация". В июле 1992 года из ворот предприятия в Мишаваке выехал первый HUMMER, в августе началось серийное производство этих машин, а полномасштабная презентация состоялась только в октябре.
Так чем же отличается гражданский AWтомобиль от армейского? Самое важное различие заключается в оформлении салона: HUMMER, разумеется, гораздо комфортабельнее, у него есть внутренняя отделка дверей и даже такая опция, как кондиционер. "Автомат" оснащен электронным управлением, в системе питания стоит электрический, а не механический бензонасос, а в выпускной системе - нейтрализатор. Электрооборудование не герметично, изменено передаточное число демультипликатора, а знатоки отмечают еще и неприятный высокий звуковой сигнал.
В 1993 году AM General выиграла конкурс на лучший проект модернизации старых HMMWV в модификации M44A2 (2.5-тонный грузовик). На восстановление отслуживших свой срок машин американская армия пошла впервые, но командование осталось весьма довольным результатом, и вскоре к AM General на переделку поступили 2400 списанных грузовиков. Тогда же компания получила дополнительный заказ еще на 10 000 HMMWV со сроком поставки до 2001 года.
С 1994 года выпускается модернизированный AM General M998A2. Главные новшества касаются технической части машины: в качестве силового агрегата теперь используется 6.5-литровый восьмицилиндровый дизель Detroit Diesel мощностью 170 л. с., крутящий момент которого достигает 394 Нм при 1700 об/мин. Заменена и коробка передач - теперь это четырехступенчатый "AWтомат" General Motors M 4L80E, заимствованный у тяжелых пикапов Chevrolet/GMC. Теперь максимальная скорость возросла до 133 км/ч, а на разгон до 97 км/ч у машины уходит 19.5 секунды.
Однако покупателей Хаммера дизельный мотор не совсем устраивал - в Северной Америке популярность работающих на солярке легковых AWтомобилей и внедорожников очень низка, да и в некоторых штатах, например, Аляске, дизтопливо есть далеко не на каждой заправке. Подчиняясь запросам клиентов, в январе 1995 года на Детройтском AWтосалоне компания представила бензиновый HUMMER. На AWтомобиль устанавливался мотор V8 производства General Motors объемом 5.7 л с электронным впрыском топлива, широко используемый в судостроении. Этот двигатель развивал мощность 190 л. с. и момент в 407 Нм и обеспечивал в точности такие же динамические характеристики, как и дизель. В остальном он явно проигрывал: из-за негерметичности стартера и распределителя зажигания заезжать в водоемы глубиной свыше 61 см было невозможным, а на бездорожье бензиновая машина съедала в два раза больше топлива, чем дизельная модификация. При движении по трассе на каждые 100 км дизельная версия расходовала 17.5 л топлива, в бензиновая - все 22. Все это стало причиной того, что через полтора года производство бензиновых модификаций прекратили.
Вместо них в 1996 году на сцену вышел HMMWV/HUMMER с дизельным двигателем, оснащенным системой наддува. Турбонаддув позволил увеличить мощность до 190 л. с., а крутящий момент - до 528 Нм. Но и таких данных показалось мало - год спустя на конвейер встал усовершенствованный турбодизель, выдающий 195 л. с. на 3400 об/мин и момент в 584 Нм на 1800 об/мин. На ускорение до 97 км/ч машина затрачивает всего 18 секунд.
На данный момент AM General выпустила более 150 AWтомобилей M998 и M998A2 в военном и гражданском исполнениях. HMMWV служат не только в армии и флоте США, но и в специальных, спасательных и пожарных службах, геологической разведке, разнообразных правительственных учреждениях. Эти машины работают в армиях тридцати союзнических стран, а португальская фирма Uro и швейцарская MOWAG даже наладили серийное производство копий американского внедорожника для нужд вооруженных сил своих стран. Сегодня Хаммерами торгуют 75 официальных дилеров, 18 из которых расположены за пределами Соединенных Штатов. Покупателям предлагаются машины с одним из четырех кузовов: двухдверный хардтоп (пикап с жесткой крышей), четырехдверный хардтоп (седан с небольшой грузовой платформой), четырехдверный "софтоп" (вариант хардтопа с брезентовой крышей) и пятидверный универсал. Как показывает проведенный недавно опрос владельцев машин, большинство из них (42%) используют AWтомобиль на бездорожье лишь "изредка", 29% - "часто", 17% - "эпизодически". Чаще всего из строя выходят система отопления и кондиционер (у 44% AWтомобилей), далее следуют: элементы подвески и покрышки (30%) и заказные электрические опции (23%); 24% покупателей жалуются на утечки масла и охлаждающей жидкости. Самыми надежными узлами машины признаны двигатель, коробка передач, демультипликатор и остальные элементы трансмиссии.
Среди владельцев Хаммеров встречается немало известных имен. Из спортивных знаменитостей такие AWтомобили есть у баскетболиста Денниса Родмана, хоккеиста Алексея Гусарова, боксера Майка Тайсона, гонщика Эла Анзера-младшего, теннисиста Марка Филлиппуссиса и первой ракетки мира Андреа Агасси. Среди героев шоу-бизнеса перед соблазном приобрести вездеход не устояли Тед Тернер, Кулио, Арнольд Шварценеггер, Лэнс Хенриксен, Лоренцо Ламас и некогда популярный ЭмСи Хаммер (тому уж купить AWтомобиль-тезку - святое дело).
Из последних новостей о машине. Весной 1999 года появился улучшенный HUMMER с АБС и электронной противобуксовочной системой ТТ4 (TorqTrac4). А летом AM General продала все права на гражданскую версию HMMWV корпорации General Motors, взамен получив лицензию и оборудование для производства 6.5-литрового турбодизеля. Пока HUMMER продолжает выпускаться на одном конвейере c HMMWV. В январе 2000-го на выставке в Детройте состоялась презентация концепт-трака HUMMER H2 с современным дизайном кузова и комфортабельным салоном. Вопрос о серийном производстве Н2 остается открытым, так как отход от брутального имиджа военного внедорожника может отпугнуть значительную часть потенциальных покупателей, которым нужен AWтомобиль "точь-в-точь как у морских пехотинцев".
1999 H1 VLC2
Тяжело представить себе пикап, более приспособленный для решения своей непосредственной задачи — перевозки грузов из пункта А в пункт Б.
Причем в независимости от состояния дорог, и даже от самого их наличия, можно быть уверенным — добраться к намеченной цели удастся. Для регионов с агрессивным климатом лучше подойдет закрытый кузов с жесткой крышей, в пустынях же может больше пригодиться AWтомобиль с мягким тентом. В независимости от выбранной модификации, нет сомнений в том, что эти ухищрения нужны лишь для «слабых» людей, сидящих в HUMMER, самому же ему наверняка безразличны «легкие» изменения погоды в африканской или арктической пустыне.
1999 H1 XLC2
В отличие от H1 VLC2, кабина XLC2 немного увеличена (за счет грузового отделения пикапа). При этом увеличения комфорта в салоне добиться не удается — не смотря на ее увеличившийся размер. Версия с жесткой крышей выше на традиционные для «хардтопов» 50 мм. Как и прочие двухместные HUMMER этот пикап чуть мощнее за счет немного меньшей массы и, соответственно, немного более грузоподъемен. Для любого другого AWтомобиля можно было бы сказать, что он менее жесток при кручении кузова — но говорить это о HUMMER изначально лишено смысла. Жесткость 4,5 тонн стали кузовных панелей и каркаса превышают все разумные пределы.
1999 H1 HMC4
Самый «военный» из всех «демобилизованных» HUMMER. И хотя внешне 4-дверный универсал H1 HMCS выглядит куда более грозно, но именно такой кузов – закрытый пикап с вместительной кабиной на 4 пассажиров и одного «раненого» – всегда был наиболее распространенным для военных транспортов. Такой AWтомобиль способен перевозить не только людей, но и громоздкий груз, который может и не уместится под жесткой крышей универсала.
И все же с точки зрения «гражданской» эстетики пикап уступает шикарному универсалу. Однако при его покупке у Вас может появится очень серьезное преимущество – он будет выделятся из всех прочих HUMMER. Да и среди любых других AWтомобилей на него не обратить внимание трудно, ведь он просто притягивает к себе взоры окружающих!
1999 H1 HMCS
Да, именно это и есть настоящий HUMMER. По крайней мере, так думает большинство людей. А многие даже и не подозревают о наличии других модификаций культового HUMMER H1 – универсал, и только универсал! Или, как его чаще называют, «джип». Это самая популярная, и даже, популистская модель HUMMER. Автомобиль-носитель имиджа целой компании! В своем роде это «шестисотый» в мире внедорожников, но при этом носящий отпечаток экзотичности, чем никогда не отличались штуттгартские монстры. Когда он идет по трассе со своими «крейсерскими» 120 км/час на соседние полосы в ужасе разбегаются все остальные малолитражные участники движения, даже если это Grand Cherokee или Land Cruiser! HUMMER H1 выразителен в любом ракурсе, и выражает он силу и уверенность, вызывая желание не связываться с таким «серьезным парнем». Всеми 4,5 тоннами своей массы показывает, что уж он-то способен за себя постоять в любой ситуации.
1999 H1 HMCO
Этот открытый пикап является родным братом H1 HMC4, разве что ростиком поменьше – на 50 миллиметров, как раз столько занимает крыша, которая у него умеет «съезжать». Такой AWтомобильчик неплохо подошел бы для мест, где климат дружелюбный, солнце светит круглый год, а море заманчиво близко. Причем на такой машине на пляж можно будет ехать по кратчайшему расстоянию, не заботясь о наличии дорог. Да и на песке он не забуксует. Не забуксует он и в самом море, если Вы, конечно, его там не утопите.
Лазурный берег, как известно, буквально магнитом притягивает к себе самые дорогие и роскошные AWтомобили мира, причем большая их часть тоже умеет в нужный момент «терять крышу». Но скажет эта изысканная публика о таком «кабриолете»?
1999 H1 VLCO
Пожалуй, эта модель самая фермерская… Впрочем, уж скорее, ковбойская! Именно эти ребята легко переживут немного уменьшившийся комфорт в салоне, который стал покороче, зато уж грузовой отсек точно вместит теперь все что потребуется!
Сохраняя прежнюю 4-местную посадку, как и H1 HMCO, этот HUMMER способен вместить в свой отрытый кузов почти любой груз, благо грузоподъемность позволяет перевозить хоть банковские сейфы. Так что на нем смельчаки могут отправятся в путешествие по «стране настоящих мужчин», прихватив все, что может понадобится в подобной поездке.