ЗАЗ FORZA
"Форца - это что? Гибрид между форточкой и овцой? Или всё-таки Форза? Недокормленный ферзь? Начало сплошного форс-мажора? С восточным изуверством искривленная английская сила? Заготовка для форшмака?" - продолжили свои рассуждения молодые сограждане, причастные к автолюбительству.
Название действительно не самое удачное. В нем звучит лязг пополам с клацаньем... Но, может быть, для нашего соотечественника так и нужно? Жалость - сильная черта славянского характера. Услышат убогонькое наименование, пожалеют несчастную машинку, да и купят... Вон, в прошлом веке как смеялась вся Европа над нашими Жигулями - зато теперь и нам известно, кто таков жиголо! И что же? Умываясь слезами умиления, мы до сих пор гладим кургузые бока и приговариваем со вздохом: "Копеечка..."
Довольно слов! Присмотримся к автомобилю. По логике вещей, машина, созданная стать народной любимицей, должна быть страшной. Не верите? Припомните уродца, изобретенного Фердинандом Порше, и оцененного Адольфом Гитлером (канцлером Германии) как истинно народный автомобиль! Ведь до сих пор в почете это маленькое чудовище, и даже похорошело с годами...
Хороша собою Форца!
Итак. Каков из себя ЗАЗ Forza? Досужий обыватель, отводя взгляд от ненаглядного Ланоса, твердит, что гадок кузов этого авто до невозможности. Что ж, хороший знак! Оконный проем задней двери и в самом деле мог бы быть большим, но если вспомнить, что сзади обычно ездят дети, можно согласиться: чем меньше окно, тем меньше вероятность несанкционированного выхода через него.
Блок фар, критикуют сторонние наблюдатели, великоват. А ну, зацепишь уголком дверь гаража - и прости-прощай вся конструкция! Да ведь не зацепишь (если не постараешься особо)... Геометрия кузова не позволит. Бампер, охватывающий передок от колесной ниши до колесной ниши, не позволит: примет удар на себя.
Вот-вот! - раздухариваются критиканы. Куда такие ниши? Небось, не Ягуар! Но ведь и колеса у Форцы - присмотритесь повнимательней - вовсе не игрушечные колесики Славуты, вечная ей память... Пятнадцать дюймов - это ж наши колеса! Для наших дорог!
Справедливости ради нужно отметить: таки да, столь объемные колесные ниши, и, как следствие, крылья выступают в роли весьма эффективного резонатора. Пожалуй, рокот шин, наматывающих километры не слишком гладких украинских дорог, в этой машине будет ощущаться как громковатый...
Заглянем внутрь. С чего начинается новая машина? С запаха! Однако Форца, на удивление, ничем ядовито-китайским не пахнет. Хотя, конечно, ароматов палисандра и натуральной кожи в салоне тоже нет - по причине дешевизны и практичности хорошего пластика. Немаркого, приятно шершавого и не раздражающе серенького и крепко сидящего на месте. Это хорошо, значит, надоедливого вазовского скрипа в Форце не будет!
А удобно ль в ней сидеть?
Задние места, особенно для "годованного козаченьки", маловаты. Что ж, таков удел всех автомобилей гольф-класса - именно к ним относится ЗАЗ Forza. Зато передние места безупречны! Руль несколько тяжеловат с виду? Следует помнить: в нем - подушка безопасности! Вторая - на пассажирском месте. Это ново для отечественных автомобилей такого класса, и новизна эта - приятная.
Расположение органов управления настолько традиционно, что потеряться в кнопках и рукоятках невозможно. Некоторых поражает кнопка привода замка багажника, интегрированная в блок управления отоплением и проветриванием. Между тем, кнопочка эта - на видном месте, и, однажды отыскав её, уже не потеряешь. Попробовали бы они отыскать аналогичную кнопку в Порше-944! Кларксону - не удалось. А она была...
Раз уж мы открыли багажник - заглянем в него. Паспортная вместимость - 370 литров. Это немало. Но с такой сложной формой внутреннего пространства размер как-то теряет значение... Предчувствуя недовольство пользователей, конструкторы предусмотрели трансформацию задних мест в продолжение багажника. Сиденье откидывается вперед, спинка ложится, образуя ровную и удобную для погрузки-выгрузки плоскость.
Запасное колесо - настоящее, не какая-нибудь подпорка! - уместилось в нише, спрятанной под обивку багажника. Это и удобно, и избавляет от гиподинамии, так как добавляет забот с сушкой и чисткой этого тайного местечка.
Купим - и прокатимся!
Завести двигатель, опробовать Форцу на ходу? Не каждый салон предлагает полноценный тест-драйв перед покупкой. Поэтому о ходовых качествах машины мы поговорим после того, как уплатим восемьдесят четыре тысячи (плюс-минус ещё несколько в зависимости от модификации и комплектации) гривень...
Когда деньги (тем более, в такой сумме) собираются покинуть карман, в душе возникает трепет, а разум мучится сомнениями: тот ли выбор сделан? Точно ли седан лучше хэтчбека? Зелененькая вроде практичней темно-синей? Хочется красную, но нельзя - мама ещё двадцать лет назад рассказывала, кто именно любит красное... Впрочем, если нельзя, но очень хочется, то можно: ассортимент цветов ЗАЗ Forza "достаточен для джентльмена" (как уточняла компания Роллс-Ройс мощность двигателей своих автомобилей).
Смотрится запорожская Форца гармоничнее всего, по мнению большинства ценителей автодизайна, в варианте хэтчбека. Однако седан, по уверению специалистов, обычно жестче, в результате чего машина лучше держит дорогу, менее подвержен деформациям, дольше ходит.
Между тем, из-за наличия пятой (задней) двери принципиальной конструктивной разницы между моделями Форцы нет. Потому, наверное, хэтчбек предпочтительней: и объем багажника представляется большим, и общее впечатление презентабельнее... Конечно, обзорность тыла лучше у седана. Но много ли мы ездим задним ходом? Важнее, какова обзорность сквозь лобовое стекло - тем более, что безопасность заднего хода гарантируется парктроником.
Оглянись вокруг себя...
Наконец нашлось, чем попенять производителю Форцы! Левая передняя стойка, дающая опору крыше и ветровому стеклу, вкупе с массивной площадкой крепления наружного зеркала, создают изрядную мертвую зону в поле зрения водителя.
Этот недостаток малоощутим для пользователя среднего (и выше) роста, сидящего на достаточном удалении от руля. Однако, мало ли водителей, предпочитающих придвинуться к баранке поближе, и рулить, обняв её как родную? Каждый из них, совершая плавный поворот налево и вперившись взглядом в пересекаемые трамвайные пути (таких перекрестков полным полно и в Киеве, и в Одессе, и в Днепропетровске, словом - везде), рискует не заметить миниатюрную тихоходную бабульку, тщетно пытающуюся пересечь проезжую часть. Точнее, рискует в данной ситуации бабулька...
Заводим, трогаемся. Бог знает, как следует оценивать легкость запуска и плавность старта: как будто, у всех современных машин эти процессы проходят одинаково четко. Двигатель, развивающий максимальный крутящий момент на четырех с половиной тысячах оборотов, эластичен и тяговит. Разогнались всего только до двадцати и включили третью? Не беда: подобно дизелю (но мы-то помним, что везет нас полуторалитровый стодевятисильный бензиновый мотор), двигатель Форцы прощает подобную ошибку. Хотя нарушать рекомендации изготовителя по выбору передачи в зависимости от скорости движения все-таки не следует: подобные опыты укорачивают ресурс поршневой группы.
И прислушайся...
Как и положено в автомобиле этого класса, на восьмидесяти километрах в час шум колес становится более звучным, чем голос двигателя. Зато на ста десяти происходит обратная метаморфоза: двигатель делается слышнее колес. Злые языки утверждают, что и расход топлива возрастает после ста десяти весьма значительно.
Максимальная скорость заявлена равной ста шестидесяти? Мы не станем экспериментировать: для этого нужен полигон - а нас под колесами обычное шоссе - да и сомнений в скоростных способностях Форцы, честно говоря, не возникает. Уж что-что, а разогнать машину - это наш брат умеет... Вопрос: как он будет останавливаться? Вот и проверим, как работает связка ABS+EBD!
Несмотря на разницу (под левыми колесами асфальт, под правыми - раскатанный снег) торможение происходит плавно и мощно. Как и должно происходить! Разворот на удивление легок: машина верткая, как и все восточнорожденные автомобили, а крупноватый руль, обещавший чувствительные усилия при выворачивании на месте, вращается одной левой. Гидроусилитель работает безупречно.
Форца летит вперед!
Пора возвращаться. За несколько минут общения с машиной трудно с нею сжиться. Но паркуя её на ночлег, с удивлением обнаруживаешь: продольная складка, протянувшая через весь борт, словно заглаженная утюгом стрелка, придает не слишком спортивному облику этого семейного автомобиля неизгладимой динамичности...
Так вот откуда взялось имя Форца! По-итальянски "форца" значит "вперед". А продольная складка по борту - фирменная черта кузовной фирмы Пининфарина! Теперь понятно, отчего выглядит машина так удачно и так по-европейски современно.
А что касается мнения "пойдет" или "не пойдет" ЗАЗ Forza на отечественном рынке, дилер сказал нам честно: "Придет время - пойдет. Пока что - улетает..."
Автор Сергей Воропай.