Ограничить срок действия уже выданных водительских прав закон не позволяет
Адвокат юридической фирмы «Василь Кисиль и партнеры» Владислав Подоляк прокомментировал «Делу» инициативу Кабмина, ограничить срок действия водительского удостоверения до 10 лет
Проект постановления Кабинета Министров Украины (предполагающий ограничение срока действия водительского удостоверения до 10 лет – «Дело».) вызвал активное обсуждение и недовольство среди автомобилистов, поскольку планируемое введение ограничения срока действия удостоверения водителя как минимум сопряжено с волокитой обмена водительских документов, а также с пересдачей экзаменов в ГАИ (например, если лицо не управляло транспортным средством в течении года до обмена).
Но, по нашему мнению, двусмысленности в вопросе использования «бессрочных» водительских удостоверений могут в первую очередь касаться ответа на вопрос: можно ли ехать заграницу с национальными (украинскими) правами старого образца, как допускалось раньше?
Ведь первопричиной сложившейся ситуации являются скорее не правительственные инициативы, а принятие 28 сентября 2004 года Поправок к Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 года. Согласно новой редакции статьи 41(3) указанной Конвенции «национальным законодательством может ограничиваться срок действия национального водительского удостоверения». Таким образом, с одной стороны новая редакция Конвенции гласит о том, что государство может ограничить срок национального водительского удостоверения.
С другой стороны, согласно новой редакции статьи 43 Конвенции «Договаривающиеся Стороны (в том числе Украина) должны выдавать национальные водительские удостоверения в соответствии с новой редакцией приложения 6 (где прямо предусмотрен срок действия удостоверения) не позднее чем через пять лет после ее вступления в силу». Но при этом есть оговорка, что «национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с прежними редакциями статей 41, 43 и приложения 6 настоящей Конвенции до истечения этого периода (например, раннее выданные «старые» украинские удостоверения без ограничения срока), признаются в течение срока их действия».
Указанную двусмысленность признания «старых» украинских водительских удостоверений за рубежом следует трактовать в пользу водителей, ведь в Конвенции прямо не указано, что удостоверения признаются только в течение пяти лет после вступления в силу ее новой редакции. Указанное скорее следует понимать как то, что если Украина будет оформлять национальные удостоверения по старому образцу и после истечения переходного пятилетнего периода, то именно такие, а не раннее выданные, национальные «водительские права» не будут признаны заграницей.
На национальном уровне еще Законом Украины от 24 сентября 2008 года N 586-VI было не только увеличено штрафы за нарушение правил дорожного движения, но и установлено, что право на управления транспортным средством подтверждается удостоверением водителя с установленным сроком действия.
Хорошей новостью для водителей, которые не планируют выезжать заграницу, будет то, что предполагаемые изменения для них не настолько обременительны. Ведь согласно п. 2 проекта постановления Кабмина «национальное удостоверение водителя соответствующей категории, выданное до вступления в силу этого постановления, является действительным до его обмена в установленном порядке». Иными словами, законодательством не установлено, а изменениями не предполагается, установления граничного срока для обмена ранее выданных «бессрочных» водительских прав, равно как и санкций за пользование таковыми.
Планируемые изменения могут коснуться водителей-новичков при выдаче прав по новым правилам, а также лиц, которые получат дубликат в связи с утерей или обменяют удостоверение при изменении личных данных, открытии новых категорий и повреждении документа.