Продажа "старых" авто: новые правила

Со вступлением в силу 1 января 2011 года Налогового кодекса, в Украине легализована процедура "Trade-in" (обмен бывшего в эксплуатации автомобиля на новый с доплатой). По словам операторов рынка, это позволит дилерам поднять продажи и "оживить" авторынок, а потребителям - упростить процесс продажи старого авто.

Впрочем, пожинать плоды автодилеры готовятся не раньше, чем через три года - рынок должен "созреть", а украинцы - прочувствовать преимущества купли-продажи б/у автомобиля в автосалонах.

Торговля "бывшими": как это было

О необходимости изменений на рынке подержанных автомобилей говорились давно и много, однако до конкретных решений дело не доходило. Многочисленные законопроекты, направленные на урегулирование налогообложения при осуществлении "Trade-in", далее первого чтения в парламенте не проходили. Вместе с тем, по данным Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД), большинство предложений по "Trade-in", высказываемых ранее автодилерами, были учтены и внесены в Налоговый кодекс.

До вступления Кодекса в силу торговать в Украине поддержанными автомобилями легально, через автосалоны, было не выгодно. Это связано с определенными коллизиями в украинском законодательстве.

Основная проблема, на которую сетовали трейдеры, заключалась в необходимости уплаты НДС с полной стоимости автомобиля. Кроме того, ставка налога дохода с физических лиц (НДФЛ) при продаже авто через автосалоны составляла 15% от стоимости авто, уплату которых клиентом должен был контролировать автосалон, как налоговый агент.

По словам гендиректора ВААИД Олега Назаренко, до вступления в силу Налогового кодекса для реализации подержанных автомобилей автодилеры вынуждены были использовать пробелы в законодательстве.

"Оформляется сделка между двумя физлицами. То есть юридически в сделке салон не участвует, потому что в таком случае необходимо было бы платить двойной НДС, что абсолютно невыгодно", - подчеркнул Олег Назаренко, добавив, что при покупке автосалоном подержанного автомобиля за $10 тыс. и продаже его за $11 тыс. необходимо было заплатить $2 тыс. НДС.

"Чтобы уйти от двойного налогообложения, раньше многие дилеры занимались трейд-ином путем реализации сложных и непонятных "серых" схем. В эпоху кризиса это, в принципе, все умерло", - отметил директор по маркетингу группы компаний "АИС" Сергей Боровик.

Новшества механизма "Trade-in"

По словам Сергея Боровика, главным новшеством, которое непосредственно влияет на автомобильный рынок, является изменение условий продажи и налогообложения бывших в употреблении автомобилей.

По словам операторов рынка, Налоговый кодекс решил две основные проблемы, препятствующие развитию "Trade-in" в Украине. В частности, теперь предприятия, которые осуществляют розничную продажу автомобилей, при реализации таких автомобилей будут выплачивать НДС только из разницы, полученной в результате купли-продажи автомобиля, то есть с прибыли.

Кроме того, ставка НДФЛ установлена на уровне 1% от стоимости авто при продаже одного автомобиля за год и 5% - при реализации более чем одного автомобиля за год. Вместе с тем, отменена так называемая 5-процентная госпошлина при продаже авто.

"Решена главная проблема - нет двойного налогообложения при уплате НДС, который будет считаться только от прибыли, - отметил Сергей Боровик. - Решена проблема налогообложения доходов физических лиц при продаже автомобиля. Если за год была произведена одна сделка, человек должен заплатить 1% от экспертной стоимости автомобиля, если это сделка не первая - 5%".

Вопросы в тему

Вместе с тем, при изучении Налогового кодекса операторы рынка столкнулись с рядом вопросов, возникающих на практике при реализации новой схемы продаж б/у автомобилей. В частности, в документе не прописаны ряд положений, регулирующих процедуру администрирования "Trade-in".

Так, по словам Боровика, отсутствует процедура контроля количества сделок произведенных физлицом за год, что может повлечь за собой штрафные санкции к дилеру.

"Предусмотрено, что дилер должен обратиться с запросом в ГАИ, которая сообщит о количестве сделок, произведенных физлицом за год, но эта процедура нигде не прописана. По идее, в Департаменте ГАИ должны внедрить необходимые внутренние процедуры. Также непонятны форма обращения, адресат, сроки обработки обращения, и, самое главное, сколько нужно будет заплатить в ГАИ за это обращение", - указал эксперт.

Кроме того, согласно документу, автосалон сможет оценить стоимость авто самостоятельно, при участии профессионального лицензированного оценщика, которым может выступать сотрудник этого автосалона. При этом стоимость подержанного авто не может быть оценена ниже 25% стоимости нового автомобиля.

"Возникает вопрос: как оценивать "Москвич-412" 1980-го года выпуска? Здесь якобы есть какой-то справочник, где указаны цены на модели, снятые с производства. Но в любом случае здесь все нацелено на то, чтобы адекватно оценивать стоимость именно дорогих автомобилей", - пояснил С.Боровик.

Кто за что платит?

Все налоги при перепродаже б/у автомобилей начисляются на основании оценки, произведенной лицензированным оценщиком. При этом субъект несет ответственность при занижении стоимости автомобиля.

При осуществлении сделки автодилер начисляет и выплачивает 1% (или 5%) НДФЛ, а также 20% НДС, после чего автомобиль реализуется. При приобретении подержанного автомобиля через автосалон покупатель, так же как и при покупке нового авто, должен заплатить отчисления в пенсионный фонд, а также налог на регистрацию. При этом с 2011 года не нужно будет платить транспортный сбор, который вошел в акциз на бензин.

Цена автомобиля "Trade-in": пример расчета

При покупке автосалоном автомобиля за условные $10 тыс. и продаже за $11 тыс. сумма НДС с разницы ($1 тыс.) составит $200, плюс 1% НДФЛ - $100.

Кроме того, в стоимость автомобиля войдут расходы на необходимые справки и услуги салона (услуги оценщика), которые, по оценкам "АИС", составят около 4% от стоимости автомобиля, то есть $400.

Также необходимо учитывать маржу дилера - это дилерская скидка, она не будет превышать 5-10%.

Таким образом, с момента покупки и до продажи автомобиль дорожает на 10-15%. По словам С.Боровика, это нормальный среднерыночный показатель, не превышающий наценку у перекупщиков на рынке.

Импульс для рынка?

По прогнозам Ассоциации дилеров автомобилей с пробегом, конкуренция между новым автомобилем "с характерным запахом" и подержанным автомобилем с доступной ценой вскоре переберется в автосалоны, однако это произойдет не сразу.

"Рынок будет увеличиваться постепенно - в Украине почти нет культуры работы с подержанными автомобиля. Это касается как покупателя/продавца автомобиля, так и чиновника, оформляющего такую сделку. Как показывает российский опыт, официальный рынок увидел двукратное увеличение в течение первого года. Скорее всего, украинские результаты введения системы "Trade-in" будут близкими к российским", - полагает глава Ассоциации дилеров автомобилей с пробегом Тарас Коваленко.

По мнению О.Назаренко, уже в 2011 году, при условии возобновления валютного кредитования, объем украинского авторынка за счет "Trade-in" может увеличиться как минимум на 25%.

По прогнозам президента ассоциации "Укравтопром" Михаила Резника, объем авторынка в 2011 году будет на уровне 240-250 тыс. проданных авто. "При этом мы надеемся, что около 30% роста рынка обусловит система "Trade-in" и размораживание рынка б/у автомобилей", - добавил он.