Этика поведения автосигнализаций в эфире

Растущее количество автосигнализаций, установленных на автомобили, автопейджеров, радиостанций, работающих в диапазоне 433 МГц, превращают этот частотный диапазон в какофонию разнообразных радиосигналов. Перегруженность данного диапазона начинает сказываться на работоспособности систем, использующих его в своей работе.

О чем идет речь, легко понять, если взять в руки приемник и настроить его на середину этого диапазона. В крупных городах, вблизи крупных автостоянок, магазинов, офисных центров, вы не сможете найти и доли секунды паузы, чтобы в эфире не было сигнала достаточной мощности в этом перегруженном диапазоне.

Факт есть факт - устройства, работающие в диапазоне 433 МГц, начинают сильно друг другу мешать. У автосигнализаций это сказывается это в уменьшении дальности командного канала, в уменьшении дальности каналов тревожного извещения, во временной невозможности управлять своей охранной системой.

В большинстве случаев сами автосигнализации мешают друг другу, "сифонит" радиопередатчик пейджера соседней машины и т.д. Но проблема не столько в росте количества охранных систем автомобилей, а в том, как в них реализованы некоторые принципы передачи. Это проблемы "этики" в эфире.

Радиоэфир - это такая же среда, как и автомобильная дорога, где необходимо придерживаться и некоторых правил, и просто соображений этики. Разница всего лишь в том, что хама или хулигана на дороге видно всем, а в эфире хамское поведение можно выяснить только с использованием специальной техники.

Работа в эфире регламентирована множеством довольно жестких правил, которые носят силу закона, и несоблюдение которых влечет в некоторых случаях не только административную, но и уголовную ответственность. Существует процедуры согласования использования радиопередающих устройств, через специальную службу – Государственный Комитет по Радиочастотам (ГКРЧ), представительные органы которого есть в каждом областном центре. Правда, вопрос разрешения на использование зачастую стоит перед самим владельцем системы, а не перед продавцом, так же, как при пользовании радиостанциями.

Но в силу нашего российского менталитета, сложности доказательной процедуры, необходимости использования специальной аппаратуры и других причин, свойственных всей российской законности, похоже, этой ответственности никто не боится. Нарушения, на сегодняшний день, стали носить массовый или даже катастрофически массовый характер.

Речь не об ответственности, а о том, что устройства, работающие в данном диапазоне, очень сильно мешают друг другу, и в первую очередь, тем, что не соблюдают даже законных правил, а не только принципов этики по отношению к другим пользователям эфира.

В подавляющем большинстве случаев, хамство поведения в эфире не оправдано улучшением пользовательских характеристик охранной системы, а всего лишь рождено небрежностью конструкторов или наплевательством на то, как рядом будут функционировать другие системы, использующие данный диапазон.

В связи с растущей популярностью двухсторонних систем обстановка в эфире резко стала ухудшаться, в особенности в местах массового скопления автомобилей. Дело в том, что каждая двухсторонняя автосигнализация имеет довольно мощный радиопередатчик, посредством которого передаются тревожные извещения на брелок-пейджер. Односторонняя автосигнализация в эфире передавала только команду с маломощного брелока (зачастую не более 10 милливатт) и, передача была очень короткой, лишь только когда необходимо было снять/поставить на охрану систему (не более 0,5 с.).

Но двухсторонняя автосигнализация, приняв сигнал с брелока (кстати он, зачастую, намного мощнее, до 100 милливатт), отвечает подтверждением длительностью не менее 2 с., с мощностью от 300 до 1000 милливатт. Такой мощности сигнала хватит, чтобы свести на нет все попытки в это время снять/поставить на охрану автосигнализации соседей, в радиусе несколько десятков метров от машины, на которой установлена эта автосигнализация.

Но дело еще хуже, ведь мощный передатчик двухсторонней автосигнализации еще и передает раз в несколько минут сигнал "все спокойно". Представим себе автостоянку перед супермаркетом "Ашан" или "Рамстор". Сотни автомобилей стоят под охраной своих автосигнализаций и, периодически, своими передатчиками, наперебой, делают радиоэфир сущей кашей из передаваемых разнообразных извещений. Выделить из нее полезный или "свой" сигнал никакая математика микроконтроллеров приемных трактов, зачастую, не в состоянии.

И еще все хуже, если произошло для одного из автомобилей реальное или ложное тревожное событие. Тогда минимум на 30 секунд передатчик начинает "сифонить" максимальной мощностью тревожное извещение, "оглушая" на многие десятки метров все радиотракты автосигнализаций соседей. Не удивляйтесь на крупной автостоянке, если вдруг машина перестала слушаться брелока автосигнализации - вполне возможно, что это не злоумышленник с аппаратурой радиоподавления, и не "шизеет" ваша сигнализация, а всего лишь, где-то в пределах нескольких десятков метров, другая автосигнализация ведет попытку сеанса связи со своим брелоком.

Но часто еще и не в мощности передатчика дело, а в "хамстве" алгоритма передачи. По-разному ведут себя при тревоге передатчики охранных систем:
Те, кому вообще на все и на всех наплевать, включают свою тревожную "трель" передатчика непрерывно на 30 или 60 секунд. Это решение применяется массово во многих недорогих азиатских автосигнализациях (продаваемых на рынке под локальными недорогими российскими брендами). Для описания степени неэтичности литературных слов мало.
Часто встречается вариант 5 секунды - извещение, 1 с. - пауза, 2 с. - извещение, 1 с. пауза, 2 с. извещение, и так до 30-45 с. Например, так ведут себя распространенные на рынке автосигнализации Tomahawk и StarLine.
7 с. - извещение, 7 с. - пауза, 7 с. извещение, 7 с. - пауза, и так до 30-45 с. Так ведут себя автосигнализации Scher Khan.
5 с. извещение, 3 c. - пауза, 2 с. - извещение, 5 с. пауза, 2 с. - извещение, 5 с. - пауза, 2 с. -извещение, и так 30 с. Причем, если извещение получено брелоком (брелок прислал подтверждение, что получил извещение) то передача мгновенно прекращается. А учитывая, что извещение за 2 с. передается несколько десятков раз, то передатчик выключится через несколько миллисекунд, если брелок в пределах видимости командного канала. Так организована передача в автосигнализации Pandora DeLuxe.

Паузы при передаче тревожного извещения делать необходимо, чтобы не только дать возможность другим автосигнализациям воспользоваться "тишиной в эфире" для передачи команды, а и для того, чтобы иметь возможность отправить команду своей же "орущей" системе, чтобы успокоилась, ведь пока "сифонит" передатчик в автомобиле, пытаться передать команду с брелока бесполезно.

Передавать сигнал тревоги необходимо многократно, чтобы максимально увеличить вероятность приема тревожного извещения брелоком. Владелец автомобиля вместе со своим брелоком может находиться в движении, следовательно, условия приема непрерывно меняются. Владелец может временно находиться в подземном переходе, где прием радиосигнала возможен лишь, если мощность передачи увеличить в несколько раз, по сравнению с мощностью, необходимой для надежного приема, находясь в этом же месте, но на поверхности.

Более того, стоит хоть раз в несколько минут посылать однократное оповещение о тревоге, если действия от владельца никакого не последовало после отправки ему 30-секундной серии длительных оповещений. Может случиться, что изменяющиеся условия приема (день/ночь, припаркованные грузовики, включенные передающие устройства, дождь и др.) дадут возможность все же принять сигнал тревоги брелоку.

Все в руках конструкторов охранных систем, в их понимании принципов "этики" в эфире, которые находятся в прямом противоречии с принципами обеспечения надежности доставки тревожных оповещений средствами радиосвязи на брелок.

Наше мнение, что проблема будет нарастать, в ближайшее время, катастрофическими темпами, и нельзя продвигать свои системы методами "грубой силы". То есть - увеличивать мощность передатчиков, делать передачу извещений непрерывно и т.д.

Есть технические и алгоритмические решения, которые не уступают по надежности методам "грубой силы", вопрос лишь в подходе к конструированию систем. А пользуясь непрозрачной для большинства людей ширмой радиоэфира, можно спрятать самое жестокое и уродливое по своей природе хамство, чем и пользуется большинство компаний, продвигающих на рынок России подобный товар, азиатского производства и разработки.

Обидно, что это скрытое уродство не так очевидно окружающим. А то было бы пользоваться "неэтичной" в радиоэфире автосигнализацией так же стыдно, как ездить на ржавом и грязном автомобиле.

Наверное, у потребителей просто не было достойной альтернативы, до появления Pandora DeLuxe. :-)

Отредактировано Slavik (2011-01-24 12:54:20)