Форум Blackhole

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Blackhole » Техническая информация » ТОСОЛ тотже АНТИФРИЗ


ТОСОЛ тотже АНТИФРИЗ

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Откуда пришел "ТОСОЛ"?

Все началось с АвтоВАЗа.

ВАЗ - Волжский автомобильный завод находится в бывшем г. Ставрополе Куйбышевской области. Этот город в 1964 году был переименован в г. Тольятти в честь Пальмиро Тольятти - одного из основателей итальянской коммунистической партии.
Строили ВАЗ совместно и под руководством итальянцев, потому что наши родные "Жигули" - это аналог итальянского "Фиата". А раз автомобиль - аналог, то и вся используемая автохимия должна быть аналогична, в частности, и охлаждающая жидкость - антифриз для системы охлаждения двигателя.

В то время, а может быть и до сих пор, в системе охлаждения "Фиата" использовался антифриз под названием "Парафлю"- красивая желто-зеленая высококачественная охлаждающая жидкость на водогликолевой основе.

Наша отечественная промышленность тогда выпускала один-единственный антифриз на той же основе, называемый нашими специалистами "антифриз по ГОСТ 159".

Проведенные в Италии испытания "антифриза по ГОСТ 159" показали, что он не соответствует качеству итальянского "Парафлю": интенсивная коррозия металлов, обильное вспенивание, низкий запас щелочности.

Был нужен новый качественный антифриз для наших новых "Жигулей".

В Государственном Союзном НИИ органической химии и технологии 3 года шла работа по созданию новой рецептуры охлаждающей жидкости. Целых три года химики творили, изобретали, анализировали, проверяли, огорчались неудачам и радовались успехам.
Наконец, сотрудниками отдела "ТОС" ("ТОС" - сокращенно - технология органического синтеза) была разработана новая рецептура и технология охлаждающей жидкости. После длительных проверок и перепроверок дома были проведены расширенные испытания в Турине. И - "Ура!", наш антифриз не уступает итальянскому "Парафлю" и рекомендован для использования в "Жигулях"!
Теперь этот антифриз все мы знаем как ТОСОЛ. Слово "ТОСОЛ" придумал один из авторов этого антифриза - В.Н. Кирьян. Оно образовано из: "ТОС" - название отдела, где работали создатели рецептуры, и "ОЛ" - по химической номенклатуре веществ это окончание показывает, что речь идет о спирте (этиленгликоль - это двухосновный спирт). Для примера: "этанОЛ" - этиловый спирт, "этан-1,2-диОЛ" - этиленгликоль.

Были созданы три марки антифриза:
"ТОСОЛ-А" - антифриз-концентрат. Буква "А" означает - "автомобильный".
"ТОСОЛ-А40" - охлаждающая автожидкость с температурой замерзания не выше минус 40 С.
"ТОСОЛ-А65" - охлаждающая автожидкость с температурой замерзания не выше минус 65 С.

Через несколько лет в том же отделе того же института была усовершенствована технология получения автомобильных "ТОСОЛов", и появилась новая марка - "ТОСОЛ-АМ". Буква "М" означает "модернизированный".

Необходимо добавить, что с того времени многие технологические жидкости, разработанные в отделе "ТОС" для различных отраслей нашей промышленности, стали называться "ТОСОЛ". Например, была создана замечательная закалочная жидкость, которая до сих пор используется на КамАЗе - "ТОСОЛ-К", или негорючая гидравлическая жидкость "ТОСОЛ-НГЖ", или смазочно-охлаждающая жидкость "ТОСОЛ-ОИЗ",  которые еще "живут" на ВАЗе, и др.

Так что, по большому счету, "ТОСОЛ" - это нечто большее, чем просто автомобильный антифриз.

Вот они, наши первые "тосольщики", получившие Авторское свидетельство на изобретение антифриза: О.Н. Дымент, В.Н. Кирьян, А.В. Борисов, В.А. Гончаров, Ю.В. Тихонов, Н.П. Маслова, Е.Б. Чижов.

Справедливости ради нужно добавить еще две фамилии, не вошедшие в список авторов, так как подключились к разработке антифриза уже на заключительном этапе, но способствующие доведению этой работы, так сказать, "до ума": М.П. Шаталов и И.Г. Садовникова.
Для одних из них первый "ТОСОЛ" так и остался первым и единственным, для других - это целый перечень разработанных жидкостей типа "ТОСОЛ", который не закончился и по сей день.

0

2

Что и как можно проверить при покупке "ТОСОЛа"?

Как ни обидно - практически ничего.
- Температура замерзания:
Измеряется плотномером, проградуированном в градусах. Это измерение основано на том факте, что при плотности ТОСОЛа 1.065-1.085 г/см3 он замерзает при -40 С. Такое измерение плотности должно производиться при температуре +20 С.

  - Цвет:
Как указывалось выше - не имеет отношения к физическим свойствам продукта. Даже бесцветный раствор вполне может быть работоспособным, просто в этом случае мог использоваться недостаточно стойкий краситель. Но и это - плохой признак. Обратите внимание на наличие осадка и общую прозрачность раствора.

  - Вкус, запах:
МЭГ сладковат на вкус и не имеет запаха. Не пытайтесь пробовать ТОСОЛ на "язык". ТОСОЛ - вещество токсичное. Ученые утверждают, что всего 100 граммов его могут отправить человека на тот свет.

  - Канистра:
Проверяйте наличие контрольного кольца, хотя и это уже пройденный этап: хорошие канистры можно недорого приобрести, а народные умельцы могут либо без труда снять крышку, либо просто закупить достаточное число таких крышек.

  - Этикетка:
Обычно, это слабое место мелкого "бодяжника". Только при достаточно большом тираже стоимость этикетки не влияет на стоимость продажи канистры. Наличие штрих-кода, ссылок на изготовителя - не гарантия. Тем не менее, качественная, красочная, с элементами защиты этикетка - это все-таки, скорее всего, от производителя.

Отсутствие хотя бы одного из указанных моментов должно насторожить внимательного покупателя.

Так все-таки, где же и какой продукт выбрать?

В том месте, куда Вы можете прийти завтра, послезавтра или через год и будете уверены, что Вам ответят на все вопросы, все претензии (если они все же возникнут), где гарантируют как на словах (на этикетках, с адресом и телефоном), так и на деле качество продукта.

Как видно из приведенных данных, производство ТОСОЛа - это довольно сложный технологический процесс, который в "гаражных" условиях невозможен. Контроль за сырьем, соблюдение всех ТУ как на этапе изготовления, так и на выходе конечного продукта, являются основными условиями изготовления качественного ТОСОЛа. Конечно, можно сэкономить, купив на рынке некоторый сомнительный продукт у некоей сомнительной личности. Но, право же, экономия 1-2 руб. в течение срока службы антифриза несравнима с потенциальным риском для автомобиля.

Но самый главный совет: никогда не покупайте, руководствуясь только принципом "самый дешевый ТОСОЛ только у нас!!!".

0

3

Автомобильные антифризы

Антифризом чаще всего называют автомобильную охлаждающую жидкость, так как температура её замерзания ниже температуры замерзания воды. Антифриз предназначен для предотвращения повреждения деталей, вызванного расширением воды при её замерзании. Антифризы не только имеют более низкую температуру замерзания (точнее — точку начала выпадения кристаллической фазы), но и при замерзании образуют кашеобразную массу, образование которой не повреждает детали двигателя, хотя и не позволяет двигателю нормально работать. Поэтому температура замерзания является важной эксплуатационной характеристикой антифриза.

Автомобильные антифризы состоят из этиленгликоля, воды и пакета присадок, придающих антифризу антикоррозионные, антикавитационные, антипенные и флуоресцентные свойства. Этиленгликоль помимо понижения температуры замерзания приводит к повышению температуры кипения охлаждающей жидкости, что является дополнительным преимуществом при эксплуатации автомобилей в теплое время года. В антифризы добавляют красители, придающие антифризу тот или иной цвет. Цвет антифриза не имеет отношения к его эксплуатационным свойствам и является предметом договоренности производителя и потребителя. Часто один и тот же антифриз окрашивают в разные цвета для разных потребителей.
[править]
Антифризы на этиленгликолевой и пропиленгликолевой основе

На сегодняшний день в промышленности в качестве базы для антифриза используют этиленгликоль (ЭГ) или пропиленгликоль (ПГ). Выбор зависит от предполагаемой области использования. Есть несколько условий, которые мы учитываем при выборе антифриза, наиболее важным из которых является производительность. По производительности ЭГ и ПГ мало отличаются. Производительность также определяется входящими в состав присадками, поэтому все антифризы, поставляемые проверенными производителями, будут хорошо работать. Основным различием между ЭГ и ПГ является токсичность.

Самое важное – понять, чем отличаются острая и хроническая токсичности. Острая токсичность краткосрочная, т.е. если вы получили отравление веществом с острой токсичностью, как правило, долговременных последствий не будет. Хроническая токсичность длительно воздействует на организм. При отравлении хроническим токсином, симптомы могут не проявляться в течение длительного времени, но при этом надолго сохраняются.

ПГ отличается от ЭГ одновременно и острой, и хронической токсичностями. Наиболее опасно случайное проглатывание антифриза. Поэтому наиболее важным параметром для антифриза является острая токсичность. Острая токсичность ПГ, особенно для людей, существенно ниже, чем у ЭГ. Пропиленгликоль, как алкоголь, не токсичен при низких дозах. В случаях, когда возможно проглатывание, антифриз на основе ПГ является разумным выбором.

Еще одна причина токсичности – это загрязнение тяжелыми металлами во время эксплуатации. При загрязнении (в частности, свинцом) любой использованный антифриз может считаться опасным. Из-за загрязнения металлами многие люди считают, что токсичность антифризов одинакова, независимо от гликоля. Поэтому мы учитываем хроническую токсичность. ПГ не является хроническим токсином. ЭГ и тяжелые металлы являются хроническими токсинами. Тяжелые металлы, с другой стороны, не являются острыми токсинами на уровнях, которые встречаются в использованных антифризах. По этой причине антифризы на основе ПГ гораздо безопаснее для людей и домашних животных в случае случайного проглатывания даже после использования.

Проблемой, которая также касается многих людей, является воздействие использованного продукта на окружающую среду. В этом вопросе важна способность продукта к биологическому разложению. Биоразлагаемость ЭГ и ПГ практически идентична. Хотя из-за возможности загрязнения тяжелыми металлами, о которой говорилось выше, очень важно правильно утилизировать использованные антифризы, независимо от типа гликоля.[1]

В настоящее время антифризы по составу антикоррозионных присадок делятся на 4 типа карбоксилатный (ОАТ), гибридный (Hybrid), лобрид (Lobrid) и традиционный (Traditional).[2]

[править]
Карбоксилатные антифризы

Карбоксилатные антифризы содержат ингибиторы коррозии на основе органических (карбоновых) кислот. В иностранной литературе обозначаются как «Carboxilate coolants», OAT (Organic Acid Technology). Карбоксилатные ингибиторы не образуют защитного слоя по всей поверхности системы, адсорбируются лишь в местах (очагах) возникновения коррозии с образованием защитных слоев толщиной не более 0,1 микрона. Карбоксилатный антифриз имеет больший срок службы (более 5 лет, против 3-5 лет у гибридного и 2 лет у традиционного) и лучше защищает металлы от коррозии и кавитации, что обеспечивает оптимальное охлаждение двигателя.
[править]
Гибридные антифризы

Гибридные антифризы содержат, кроме органических (карбоксилатных)ингибиторов, также и неорганические ингибиторы - силикаты (европейская технология), нитриты (американская технология) или фосфаты (японская и корейская технология). Обозначаются термином «hybrid coolants», HOAT (Hybrid Organic Acid Technology).
[править]
Антифризы лобрид

Начиная с 2008 г. появился новый вид антифризов, в которых органическая основа сочетается с небольшим количеством минеральных ингибиторов. Для них еще не установлено общепринятого обозначения. Разработчики называют их «Lobrid coolants» или «SOAT coolants».[2]
[править]
Традиционные антифризы

Традиционные антифризы в качестве ингибиторов коррозии содержит неорганические вещества — силикаты, фосфаты, бораты, нитриты, амины, нитраты и их комбинации. Обозначаются терминами «Traditional coolants», «Conventional coolants», IAT (Inorganic Acid Technology).

Традиционные антифризы считаются морально устаревшими, их не применяют на первой заправке автомобилей, они в основном вышли из употребления. Это связано с тем, что неорганические ингибиторы имеют небольшой (не более 2 лет) срок службы, и не выдерживают высоких (более 105 °C) температур. Силикаты в процессе эксплуатации покрывает всю внутреннюю поверхность системы охлаждения силикатным слоем, что ухудшает теплообмен и снижает эффективность охлаждения двигателя. Тосол и его многочисленные модификации относятся к традиционному типу антифризов.

На практике часто используется символика компании Volkswagen для обозначения карбоксилатных антифризов G-12 и G-12+, для обозначения гибридных антифризов G-11, для обозначения «Lobrid coolants» G-12++.

Смешивать можно антифризы одного типа. Смешение антифризов разных типов не рекомендуется, так как это разбалансирует пакеты присадок.

0


Вы здесь » Форум Blackhole » Техническая информация » ТОСОЛ тотже АНТИФРИЗ


Сервис форумов BestBB © 2016-2024. Создать форум бесплатно