Форум Blackhole

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Blackhole » АВТОЗВУК » Вибираем автомобильные динамики


Вибираем автомобильные динамики

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Вибираем автомобильные динамики

http://s005.radikal.ru/i211/1108/a8/e6e00921f0e8.jpg
http://s40.radikal.ru/i090/1108/80/0d3f13a4c987.jpg
http://s004.radikal.ru/i206/1108/bf/b058baeab5b8.jpg

0

2

Как подобрать динамики по мощности?

Мощность, кто это?

«У меня колонки мощностью 200 Вт, а магнитола 4 х 50. Будут ли они играть вместе?» Да будут, будут, не волнуйтесь вы так. Но ещё лучше будет, если всё же разобраться, что понимается и под мощностью, и под ваттами. «Мощность», по школьному определению — работа, произведенная за единицу времени, для наших целей определение почти бесполезное. Нам удобнее по-другому, пусть и непривычно: мощность — это количество энергии, преобразованной в нужную нам форму в ту же самую единицу времени. Речь всегда идёт о преобразовании, энергия никуда не девается, такая уж у неё привычка. Усилитель (пусть в магнитоле) получает готовую к употреблению электрическую энергию в форме постоянного тока от бортовой сети автомобиля и преобразует её в электрическую, но в форме переменного тока, изображающего звуковой сигнал. Всю? Нет, примерно половину, остальное идёт в тепло, отдаваемое воздуху небольшими радиаторами сзади на магнитоле или большими, «по всему телу» у отдельного, внешнего усилителя.

Динамик (пусть и притворившийся «колонкой») получает электрическую энергию в форме переменного тока и преобразует её в механическую, теперь уже в форме долгожданных звуковых колебаний. Всю? Да как сказать... Не совсем. Коэффициент полезного действия динамика (раз уж пошли по школьному пути: отношение произведенной звуковой мощности к полученной электрической) практически никогда не превышает 0,5%. Куда деваются остальные 99,5%? А туда же, в тепло, вообще, любое устройство, созданное человеческим разумом (а равно и волей всевышнего) производит тепло плюс ещё что-нибудь. С точки зрения преобразования энергии динамик на 99 процентов с копейками идентичен паяльнику. А в оставшейся половине процента — всё: и басы, и верха, и детальность, и гениальные музыканты. Обидно? Да, но ничего лучше как-то не придумали.

И вот она, главная разница между мощностью усилителя и мощностью динамика: усилитель её, можно считать, производит. А динамик — потребляет, не производя в обмен, как мы только что выяснили, почти ничего.

И когда мы говорим о мощности усилителя, то речь идёт о том, что ОН ДАЁТ. А когда о мощности динамика — то о том, что ОН БЕРЁТ. А сколько один даёт и сколько другой берёт? В порядке поступления:

Сколько дает?

Вот усилитель. Пусть тот, что в магнитоле, пока наплевать, потом почувствуете разницу. Какая у него мощность? Да какая угодно, всё зависит от того, какой уровень сигнала на входе, грубо говоря — в каком положении регулятор громкости. Мощность на выходе может оказаться 1 Вт, может — 10, может — 50, может... Подождите, должен же быть предел. Разумеется, но мы ведь не спрашивали какая МАКСИМАЛЬНАЯ мощность. А максимальная у каждого своя. Она определяется тем, какое наибольшее напряжение переменного тока сможет создать усилитель на своём выходе, когда к выходу присоединена нагрузка, в виде динамика, обладающего каким-то сопротивлением. Мощность на выходе определится просто: как величина этого напряжения, возведённая в квадрат и поделенная на сопротивление нагрузки. Присоединили к выходу вольтметр и нагрузку, на вход подали переменное напряжение, для удобства измерения мощности — на какой-нибудь одной частоте, и смотрим. На выходе 2 В, когда к нему присоединена нагрузка 4 Ом. При таких измерениях к выходу, разумеется, подключают не акустику, а её эквивалент в виде резистора, а то уши завянут. Возвели-поделили и получили: мощность на выходе ровно 1 Вт. Здесь есть небольшая засада, связанная с тем, что мы говорим о переменном напряжении, величину которого можно измерять по-разному. Чаще всего пользуются шкалой среднеквадратичных значений. В русском это слово длинное, поэтому привилось английское сокращение RMS (root mean square), означающее то же самое. Чтобы не вдаваться в детали, достаточно запомнить: для синусоиды значение напряжения RMS меньше амплитудного в 1,41 раза, то есть — в корень из двух. Мощность, указываемая в ваттах RMS — это та, что получена, когда напряжение при расчёте взяли RMS, что логично. А если взять амплитуду напряжения, то мощность, во-первых, будет называться пиковой, а во-вторых, станет ровно вдвое больше, чем RMS.

Возвращаемся к усилителю. Один ватт — это несерьёзно, прибавляем на входе. До каких пор будет расти напряжение на выходе и что его остановит? Остановит его ограничение сигнала. Усилитель питается постоянным напряжением, и то, что появляется как переменное на его выходе, не может быть больше напряжения питания по амплитуде. Нету там больше. И если мы будем наблюдать за сигналом на выходе, то в какой-то момент верхушки прежде изящной волны окажутся срезаны, там полуволна хотела перейти через верхний предел, напряжение питания. И обломилась. Откатываем сигнал на входе назад, пока ограничение не пропадёт, и смотрим на размах сигнала. Он чуть меньше полного напряжения питания, потому что что-то теряется в выходных каскадах усилителя. Если усилитель питается (как в пресловутой «магнитоле») от бортовой сети автомобиля, то нижняя полуволна подойдёт вплотную к нулевой отметке, а верхняя — к уровню 12 В. Что получается? Амплитуда, будем считать, 6 В в каждую сторону, возводим-делим и получаем сказочную цифру 4,5 Вт. Проверьте, если не лень. Выходит, что по всей науке это — максимальное значение мощности на выходе магнитолы, питаемой от 12 В? А так и было лет двадцать назад. И так есть сейчас, если купить какой-нибудь Vitek или Eurotec за 400 рублей, наши коллеги из киевского журнала «FOR Z» провели не так давно серию таких экспериментов, избавив нас от этой печальной необходимости. К счастью, уже недавно было найдено решение, позволившее если не выйти на грозные 4 х 50, то во всяком случае, уйти от скорбных 2 х 4,5. Это — мостовое включение усилителей, применяемое ныне во всех автомобильных головных аппаратах, за изъятием беспробудного отстоя наподобие упомянутого (для примера, ничего личного).

При мостовом включении на одну нагрузку работают два усилителя, включённые так, что размах синусоиды на выходе удваивается. По уже сообщённому вам способу посчитать выходную мощность это будет в четыре раза больше, чем 4,5 Вт, потому что напряжение возводится в квадрат, стало быть — 18. Примерно это значение имеет максимальная выходная мощность всех когда-либо испытанных нами головных аппаратов (в каждом из четырёх каналов, разумеется).

Откуда берутся знаменитые 4 х 40 Вт, потом превратившиеся в 4 х 45, 4 х 50 и так далее? Что это, чистое враньё? Как-то не вяжется с образом именитых и более чем респектабельных производителей техники, а ведь эти цифры украшают лицевые панели всех марок: Alpine, Blaupunkt, Clarion и далее в порядке латинского алфавита. Ведь когда речь заходит об отдельных усилителях тех же фирм, всё становится честно и правильно, возможностей убедиться за эти годы было достаточно. Здесь две уловки, первая —техническая, и только вторая — маркетинговая. Техническая уловка заключается в том, что в современных «головах» применены усилители так называемого «класса Н», там есть специальная цепь, способная на короткое время дать выходным каскадам увеличенное напряжение питания. Стоит конденсатор и, пока всё тихо, заряжается. А в пиках громкости он оказывается подключён последовательно с питанием выходного каскада, и пик проскакивает без искажений, не касаясь макушкой потолка 12 В. Но это если пик уровня сигнала совсем короткий, например — первый момент удара в барабан. Дальше, конечно, запас энергии иссякает, но дело уже сделано, даже два дела: действительно, на краткий миг максимальная мощность стала намного больше возможной при непрерывной работе, а во-вторых, появилась возможность об этом упомянуть. Не слишком акцентируя внимание на том, при каких условиях максимум выходной мощности стал таким. К чести респектабельных компаний (см. алфавитный список выше) надо сказать: часто в таблице технических характеристик на последней странице инструкции приводится и непрерывная мощность, с указанием, что это в ваттах RMS, и с указанием, какое было при этом напряжение питания, как правило, 14,4 В, потому что при этом «потолок» для выходной синусоиды приподнимается, и тогда в этой строке фигурируют именно 18 — 20 Вт на канал, случаи захода в третий десяток единичны.

Почему не их пишут на лицевой панели? Считайте это традицией, как цены на нефть в долларах за баррель, а на золото — за тройскую унцию. Тем более, как мы выяснили, формально — имеют право. А теперь быстро ответьте на контрольный вопрос: когда вы в последний раз видели автомобильные динамики, на которых была бы указана мощность МЕНЬШЕ 18 Вт? Поэтому всякие разговоры о «подборе» акустики к магнитоле или CD-ресиверу по мощности путём сравнения написанного на коробках с одним и другим смысла не имеют никакого. «А как же, — можете спросить вы, — у моего соседа по гаражу 100-ваттные «лопухи» захрипели и сгорели?» А это, милые вы мои, произошло не оттого, что мощности головного устройства было много, а оттого, что было мало МАКСИМАЛЬНОЙ мощности.

Где кончается мощность?

Все видят, но мало кто обращает внимание: там, где всерьёз, а не для красоты, в тройских унциях, указывается максимальная выходная мощность (например, на последней странице инструкции), рядом стоит и величина коэффициента нелинейных искажений, соответствующая приведенному значению. У нас это сокращается в к.н.и., а в англоязычной инструкции будет выглядеть как THD и какое-то число со знаком процентов. Вспоминаем (или узнаём), что такое нелинейные искажения. Их иногда называют гармоническими (THD и означает Total Harmonic Distortion — общие гармонические искажения), что более правильно. Суть дела: когда усилитель работает идеально, сигнал на выходе будет отличаться от сигнала на входе только амплитудой, причём прямо пропорциоДобавим коксу. Напряжение на выходе возросло на вольт с небольшим, как вдруг на спектрограмме вырос целый забор из гармоник, значит, выходной сигнал опасно близко подошёл к предельно возможной амплитуде. По амплитуде гармоники вроде небольшие (верхняя шкала сильно растянута по вертикали), и в сумме они складываются в невеликий итог: меньше полпроцента. Но: вот этого забора раньше в звуке не было, а теперь он есть. Добавим ещё — и вот, приплыли: на синусоиде стали отчётливо видны искажения формы, именно те, которых мы ожидали — выше питания не прыгнешь. А сигнал на выходе стал чудовищным, в реальной жизни мы услышим, помимо чистого тона 250 Гц, массу нового: и 500, и (особенно) 750 Гц, и далее до самых невозможных частот, утешение, что все они кратны 250 Гц довольно слабое, для слуха это или скрип, или хрип, в зависимости от основной частоты. Теперь вопрос из древнего анекдота: где талию делать будем? Что принять за максимальную выходную мощность? Если там, где искажений было ещё совсем мало, то окажется 13,5 Вт. RMS, как вы теперь понимаете, увидев, в чём указано выходное напряжение. Если там, где под полпроцента, то будет уже почти 19 Вт. А если согласиться с 10%, то получим сказочную для таких усилителей величину 23 Вт. Но только лучше не соглашаться: видите, что кроется за этой неприметной цифрой?

Итог нашего анализа на первый взгляд парадоксален: с одной стороны, у усилителя есть только одна максимально достижимая выходная мощность, зависящая от напряжения питания и сопротивления нагрузки. Но при этому указать её можно как угодно, вопрос в том, какой уровень искажений считать допустимым. Традиционно для действительно мощных, внешних усилителей, значение максимальной мощности указывают при к.н.и., равном 1%. Для головных устройств изготовители предпочитают 10%, по причинам, уже не нуждающимся в комментариях.

И все же, почему?

Почему при таких, в общем-то, жалких значениях максимальной мощности усилителей головных устройств прицепленные к ним «200-ваттные» 6 х 9 начинают хрипеть, а то и гореть? Почему хрипеть, вы уже видели: хрип — это гармоники, появившиеся на выходе усилителя при его перегрузке. Человек думает, что его могучая магнитола перегрузила динамик, а на деле «лопуху» что дали, то и играет, думая своими лопушиными мозгами, что так и надо. А почему же горят, если им такая мощность — как слону дробина? А давайте ещё раз взглянем на результаты предыдущих опытов с искажениями, а потом их даже продолжим. Я там кое-что дорисовал: условные кривые, показывающие, какая часть частотного спектра попадает на низкочастотную головку (собственно «лопух»), а какая — на блок ВЧ-головок в его центре. Естественно, это относится в полной мере и к любой многополосной акустике, а у нас другой и не бывает. Вот играет что-то, и там есть мощная составляющая с частотой 250 Гц. Пищалка пока в отпуске: на голубом поле, изображающем её рабочий диапазон, сигнала почти нет, и правильно, не её это частота. Когда искажений становится полпроцента, что-то уже появляется, но пока ничего страшного, амплитуды невелики, а большая их часть попадает в область, где фильтр пищалки уже начинает отрезать ненужное. При 10% уже нехорошо: пищалке положен полный покой, а на неё валится куча гармоник, да ещё с уровнем выше, чем содержание верхних частот в нормальной фонограмме. Пойдём дальше, до предела: выкрутим входной сигнал так, что после отрезания верхушек полуволн смирная синусоида превратится в сигнал почти прямоугольной формы, в котором гармоник за сорок процентов от основного сигнала. Вот здесь пищалке, скорее всего, хана. А ведь и усилитель у нас тот же, и частота по-прежнему «непищалочья». При некотором природном даре таким сигналом можно подпортить и мидбас. Прямоугольные импульсы несут на выход намного больше энергии, чем синусоида, и электрическая мощность, которая при этом поступает на динамик, составит больше 50 Вт. Представим себе 50-ваттный паяльник, потом вспомним, что динамик — это паяльник на 99,5%, и судьба звуковой катушки, сделанной, в отличие от обмотки паяльника, не из нихрома, слюды и асбеста, а из гораздо более нежных материалов, перестанет выглядеть безоблачной.

Значит ли всё это, что на мощность акустики можно вообще не смотреть? Не совсем. Надо просто смотреть несколько по-другому

0

3

Для личных авто специалисты рекомендуют выбирать усилители с номинальной мощностью в 1,6 раз превышающей мощность динамиков. Это связано с тем, что качественный звук формируется при работе усилителей на 60% и динамиков на 90% от их номинальной мощности. При меньшей мощности усилителя иногда возникает эффект «клиппинга», который выводит из строя динамики.

0

4

Как правильно подобрать колонки к автомагнитоле по мощности и чувствительности?

– Перед покупкой акустических систем для автомобиля необходимо узнать, какую мощность может развивать усилитель вашей аппаратуры. Для этого следует заглянуть в документацию к вашему аппарату. Кроме того, выходная мощность обычно указывается на корпусе самого устройства. Обращать внимание стоит на номинальную (Рном), а не максимальную выходную мощность, так как максимальная мощность обычно завышается даже очень известными производителями. И цифры 4х50W (Вт) обычно не имеют ничего общего с действительной мощностью, которая составляет в данном случае 4х15-25W (Вт), не говоря о шедеврах «магнитолостроения», которые можно встретить на рынке. Цифры выходной мощности на их упаковке могут составлять сотни, даже тысячи ватт. К таким вещам следует относиться с некоторой долей юмора и сразу мысленно переносить запятую на пару знаков влево. Цифра 5-10 Вт – это тот наиболее распространенный максимум, на который вы можете рассчитывать. Также не стоит особо доверять рекомендациям продавцов, так как они в большинстве случаев рекламируют свой товар, рассчитывая на вашу некомпетентность. В крайнем случае, вы можете посмотреть на номинал предохранителя в магнитоле – суммарная мощность всех каналов не может быть больше, чем произведение напряжения питания (12-14,4 В) на ток срабатывания предохранителя. Например, если у вас стоит предохранитель на 10 А, то больше чем 10 А х 12 В = 120 Вт ваша магнитола не может дать даже теоретически. На практике эта цифра еще меньше. Определившись с мощностью магнитолы, вы можете прикинуть, какой мощности динамики вам нужны. Их номинальная мощность должна быть не меньше номинальной мощности одного канала усилителя магнитолы. Еще лучше, если она будет больше в 2-3 раза. Тогда у вас появится запас мощности, который даст гарантию, что звук в динамиках не начнет искажаться раньше, чем в усилителе, и динамик не выйдет из строя, тем более что распространители динамиков также не всегда добросовестны в указании параметров предлагаемых акустических систем. Кроме того, приобретая более мощные динамики, вы получаете возможность в будущем повысить мощность вашей системы, докупив отдельные усилители.

Важнейшим параметром акустических систем является чувствительность (sensitive), которая измеряется в децибелах. Не стоит недооценивать этот параметр, так как разница в чувствительности в 3 дБ на слух воспринимается как двукратная разница в громкости. Например, динамик с чувствительностью 93 дБ по субъективным ощущениям играет в два раза громче, чем с чувствительностью 90 дБ при той же подводимой мощности.

Как правильно подобрать колонки по сопротивлению?

– В документации к магнитоле (или к другому головному устройству) или на корпусе самого устройства должны указываться цифры допустимых сопротивлений нагрузки. Обычно это надпись типа Impedance 4-16 Ом (W) либо R 4-16 W (цифры могут быть другими). В данном случае это значит, что сопротивление динамиков, подключаемых к одному каналу усилителя, не может быть ниже 4 Ом и выше 16 Ом. Следовательно, для достижения максимальной выходной мощности сопротивление должно быть минимальным, но ни в коем случае не ниже допустимого минимума, указанного на магнитоле! Ситуацию с выбором облегчает тот факт, что сопротивление большинства динамических головок в торговле составляет 4 или 8 Ом, поэтому выбирать придется из двух вариантов. Кстати, если подключить параллельно два динамика сопротивлением 8 Ом, вы получите результирующее сопротивление 4 Ома.

0

5

Автомобильный звук сейчас в моде. Для того чтобы салон автомобиля «звучал» много не нужно, достаточно магнитолы и пары динамиков в передних дверях. Это стандартный набор автомобильной акустики, которым оснащены многие относительно новые модели авто. Вот только качество звучания бюджетного варианта аудиосистемы далеко от идеального, и в большинстве случаев после покупки авто звуковую аппаратуру приходится менять на более качественную. Сейчас на рынке автозвука выбор огромный – колонки, усилители, сабвуферы, и автомобиль можно укомплектовать акустикой по полной программе.
Виды автомобильной акустики.

Автомобильную акустику в зависимости от типа изготовления делят на два вида — коаксиальную и компонентную. Коаксиальная акустика представляет собой сложную конструкцию из нескольких динамиков расположенных на корпусе основного динамика. Обычно это 1-3 высокочастотных динамика на одном низкочастотном. Плюсы у такой акустики в том, что она занимает мало места при установке и имеет относительно невысокую стоимость. Такое бюджетное исполнение приводит и к минусам. Так как динамики разных частот собраны в одном месте и нет возможности настроить взаимное расположение динамических головок, то на высокое качество звучания рассчитывать не приходится.

Компонентная акустика – это набор из нескольких отдельно расположенных динамиков (компонентов) и кроссовера. Количество динамиков обычно не меньше двух, но для более полной достоверности звучания может достигать и 4-5-ти на канал. Плюсом этой акустики является то, что есть возможность выбора места установки под конкретный динамик. Можно установить и дополнительные динамики кроме тех, что идут в комплекте и выбрать подходящий кроссовер. Естественно, что при такой комплектации повышается суммарная мощность всей системы.
Виды динамиков.

Прежде чем говорить о выборе акустической системы, поговорим о том, из чего она состоит – о динамиках, о том какие бывают и чем отличаются.

Существуют динамики, воспроизводящие низкочастотный, среднечастотный и высокочастотный диапазоны. В определенной комбинации они составляют многополосную акустическую систему – двух — трехполосную и более. В двух полосной системе присутствуют низкочастотный и высокочастотный динамики, в трех полосной – низкочастотный, среднечастотный и высокочастотный динамики. Обычно для полноценного качественного воспроизведения достаточно и двух полосной системы, но если позволяет объем корпуса автомобиля и вашего кошелька, тогда стоит задуматься и об установке в машину полного комплекта из ниже перечисленных динамиков.

Низкочастотный динамик , или как его еще называют – woofer, воспроизводит полосу частот от 40-60Гц до 800-1000Гц. Чувствительность – 86-90дБ.

Среднечастотный динамик – или mid-range, воспроизводит частоты от 250-350Гц до 6000-7000Гц. Его чувствительность обычно составляет 89-93дБ.

Высокочастотный динамик – tweeters, часто именуемый «пищалка» способен воспроизвести частоты в диапазоне от 1500-2500Гц до 20000-30000Гц. Чувствительность – 90-93дБ.

Кроме перечисленных существуют и динамики, воспроизводящие несколько меньшие диапазоны частот — сабвуфер и мид-бас.

Сабвуфер (subwoofer) это низкие басы, воспроизводит частоты в диапазоне от 20-30Гц до 400-600Гц. Обычно размер динамика составляет 250-300 мм в диаметре. Чувствительность 91-93дБ.

Мид-бас (Mid-Bass), представляет собой среднечастотный динамик с несколько зауженной полосой воспроизведения, от 200-400Гц до 3000-4000Гц. И размером порядка 125-200мм.

Широкополосные динамики . Это самый простой вид акустики, когда один динамик воспроизводит весь диапазон частот от 40-50Гц до 18000-20000Гц. Чувствительность может достигать 96-98дБ. Размер от 150мм до 250мм.
Основные технические характеристики.

Возможно, эта часть статьи будет не самой интересной, но позволит избежать ошибок при выборе аппаратуры. Итак, знакомимся с основными техническими характеристиками, указанными в паспорте.

Номинальная мощность – электрическая мощность, при которой искажения не будут превышать заявленного производителем уровня.

Максимальная мощность ( DIN ) — электрическая мощность непрерывного воспроизведения сигнала, которую длительно выдерживает акустика без тепловых и механических разрушений.

Мощность RMS – на 20-25% выше DIN .

Импеданс – полное электрическое сопротивление акустической системы, включая и кроссоверы, если таковые имеется.

Сопротивление динамика – электрическое сопротивление звуковой катушки, обычно 4, 6, 8 Ом, реже 2 и 16 Ом.

Кроссовер – разделительный частотный фильтр.

АЧХ — амплитудно-частотная характеристика акустической системы — это графическая характеристика, показывающая нам, какие частоты умеют эффективно воспроизводить данные колонки.

Гармонические нелинейные искажения — это появление дополнительных кратных составляющих в основном спектре сигнала. Нелинейные искажения возникают из-за нелинейности системы обработки сигнала и при его передаче.
Выбор и размещение акустики в салоне автомобиля.

Кроссовер. Автомобильные кроссоверы, если вам они и понадобятся, представляют собой небольшую коробочку, устанавливаемую между усилителем и акустикой. Единственное предназначение кроссовера – качественно разделить звуковой сигнал на заданное количество полос. Они бывают активные и пассивные.

Сабвуфер. Задача сабвуфера – качественно воспроизводить низкие частоты, и основной параметр, по которому выбирается сабвуфер – это мощность. Сабвуферы бывают активными, имеющими собственный усилитель и пассивными – без встроенного усилителя. Чтобы в полной мере использовать возможности сабвуфера, он должен обязательно иметь акустическое оформление, предотвращающее взаимодействие тыловых звуковых волн с фронтальными. Акустическое оформление может быть выполнено в виде закрытого ящика, фазоинвертора или бесконечного экрана. Главное преимущество бесконечного экрана (эту роль хорошо выполняет задняя полка) – натуральность баса и простота установки. Недостаток – пониженный уровень звукового давления и различия в воспроизведении при разной заполненности багажника. У сабвуфера, выполненного в виде закрытого ящика, достоинствами будут простота изготовления, защита от возможного механического повреждения динамика, высокая импульсная характеристика и высокое качество низких частот. Недостаток в низком КПД, поэтому здесь потребуется несколько большая мощность усилителя и динамика. Фазоинвертор — это закрытый ящик, в котором есть тоннель для связи внутреннего воздуха с внешним. Минусы – сложный расчет корпуса и несколько больший объем, занимаемый сабвуфером в багажнике. Но уменьшение искажений при воспроизведении звука, повышенная отдача на низких частотах и все плюсы первых двух вариантов делают это оформление наиболее востребованным.

Усилитель. При выборе усилителя вы должны определиться, как вы хотите его использовать. Если слушать только новости или если музыка не более чем общий фон – вполне будет достаточно магнитолы или рессивера. Если в приоритете качественный звук, то тогда нужен усилитель и как можно мощней. Выбор усилителя сводится к выбору желаемой мощности (от 100 Вт и выше), размеру салона автомобиля и соответствующей акустике. Основные параметры, по которым выбирается усилитель, у всех, в принципе, одинаковы. Диапазон воспроизводимых частот должен быть не уже чем 30Гц – 20000Гц, уровень нелинейных искажений не более 0,01%. Максимальная мощность на 10-20% ниже мощности сабвуффера. Выходное сопротивление не ниже сопротивления применяемой акустики. Отношение сигнал/шум или как еще говорят – уровень фона, не должен быть ниже 96-98дБ, иначе постоянное шипение в паузах между песнями быстро надоест и придется покупать уже более качественный усилитель. Усилители могут быть моно, стерео, квадро, пяти, шести- канальные, а также иметь и отдельный канал для сабвуффера.

Динамики. Если вы решили сэкономить деньги и не нарушать привычный вид салона автомобиля, тогда нужно обратить внимание на коаксиальную акустику и установить ее на штатные места.

Если же вы решили ради качественного звука изменить внешний вид салона, то нужно решить двух -или трех- полосную систему ставить. Ведь двух полосная система – это 4 динамика, а трех полосная – 6 динамиков, и нужно расположить их так, чтобы получить прекрасное звучание. При выборе компонентной акустики вы также должны продумать и расположение тыловых динамиков, создающих пространственную иллюзию музыки. Не стоит располагать полноразмерную мощную акустику сзади, достаточно будет установить два широкополосных динамика. Достоверность звучания достигается правильной установкой акустики, и поэтому тыловые системы не должны воспроизводить верхние частоты, а только низкие и средние. Общий уровень тыловых систем должен быть уменьшен на 18-24дБ по сравнению с фронтальным уровнем и собственно, быть добавкой к нему.

Теперь рассмотрим возможные места установки акустики в салоне автомобиля. В передних дверях обычно располагают низкочастотные и среднечастотные динамики. Мощность низкочастотных динамиков всегда должна превышать мощности усилителя. Установка их в одном объеме двери со среднечастотными динамиками нецелесообразна, так как в результате движения диффузора динамика в замкнутом объеме создается довольно сильное звуковое давление, которое воздействует на диффузор среднечастотного динамика. Вследствие чего вносятся большие искажения в достоверность воспроизведения последнего. Можно конечно заключить среднечастотный динамик в специальный защитный колпак, но если учесть небольшой объем салона по сравнению с жилой комнатой, то возникающие гармонические искажения будут довольно ощутимы. Гармонические искажения, кстати, возникают не только в работе усилителя, но и в работе самого динамика. Поэтому низкочастотные динамики можно расположить под сиденьями или под передней панелью. Низкие частоты до 500-600Гц не имеют острой направленности и воспринимаются как рассеянный звук. Средние частоты обладают большей направленностью и поэтому их можно располагать в дверях и на передней панели, где удобней всего выбрать их оптимальную направленность. При установке в дверях, если динамики довольно габаритные, применяют подиумы. По конструкции подиум – это кольцевая приставка, монтируемая на корпусе двери. Подиумы позволяют производить направленность динамиков, создавая правильную звуковую сцену. Они не мешают работе стеклоподъемников благодаря своей высоте, в них полностью могут помещаться магниты звуковых головок. Единственным минусом здесь может быть только то, что возможно придется самому изготовить подиумы и перетянуть новую обшивку на дверях.

При установке динамиков в дверях, следует учесть, что материал, из которого изготовлена дверь, будет вибрировать при воспроизведении звука, вызывая нежелательные резонансы и призвуки. Поэтому двери изнутри желательно обработать специальными виброзвукоизоляционными материалами.

Устанавливая низкочастотные динамики в приборную панель, нужно учитывать, что сама панель не герметична и возможно возникновение акустически короткого замыкания. Чтобы этого избежать, следует каждый басовик поместить в специально сделанный корпус, оклеенный внутри войлоком. Минусом здесь может быть сравнительно небольшая приборная панель в некоторых моделях авто, в результате добиться хорошего баса будет довольно трудно. Располагая басовики под сидением можно получить вполне качественное обволакивающее звучание мягкого баса.
Тестирование акустики.

Стандартной или единой для всех производителей системы тестирования автомобильной акустики не существует.. Впрочем, вполне допустимо, что для потребителя это и не столь важно, ведь главное – красота звука. Ниже приводятся небольшой обзор акустических систем наиболее известных брендов и результаты тестирования конкретных моделей.

Dynaudio – мониторная акустика, для которой характерно идеально сбалансированное звучание, отличные динамические характеристики и высокая разрешающая способность, позволяющая передавать все оттенки натурального звука.

Boston Acoustic. У этой компании стандарт качества намного жестче, чем у других производителей и высочайшее качество выпускаемой продукции. Фирма полностью контролирует производство, тестирование, доставку и отвечает за каждый выпущенный динамик.

RCF – появилась на мировом рынке автозвука не так давно. Динамики собираются вручную на собственном заводе, но цены по сравнению с более известными брендами не столь высоки. Отличительная черта акустики RCF – мягкость, особенно необходимая при прослушивании классики и джаза.

SoundStream – акустика отличается высочайшим качеством изготовления. Для звучания характерна контрастность, динамика, хорошо выраженные басы. Наилучший эффект заметен при прослушивании музыки современных направлений.

MBQuart – вся акустика высокого качества, отличается жестким и точным звуком, идеально подходящим для прослушивания музыки в стиле «рок». В средне и низкочастотных динамиках элитной серии применяется неодимовый магнит, корпус изготавливается из пластика.

Кроме перечисленных производителей качественную акустику выпускают Morel, Alpine, Hertz, Blaupunkt, Magnat, DLS – всех перечислить трудно. Среди бюджетной автомобильной акустики можно выделить Pioneer, Boss, Prology.

После того, как определитесь с выбором модели, прослушайте на стенде как звучит акустика. Только имейте ввиду – стенд идеализирует звук, в салоне автомобиля все будет звучать несколько хуже. Что касается монтажа и установки – если вы уверены в своих силах, можно разместить акустику самостоятельно, если же нет – то лучше доверить это сложное дело специалистам, даже небольшой просчет в итоге может заметно ухудшить звучание.

0


Вы здесь » Форум Blackhole » АВТОЗВУК » Вибираем автомобильные динамики


Сервис форумов BestBB © 2016-2024. Создать форум бесплатно